И демон радостно хватает меня длиннющей рукой, сгребает, вскидывает вверх. Демон похож на обросший щупальцами пень... от баобаба пень, надо полагать. В центре пня - зубастый рот, из комля растет цепкая семипалая лапа, которая сейчас крутит меня в воздухе, уминает, превращает в аккуратный, на один глоток, мясной шарик. Пистолет Неудачника шепчет "так-так-так", выпаливая обойму в монстра. Болтаясь в воздухе, я успеваю поразиться его странной стойке - корпус наклонен, плечи отведены назад, пистолет вытянут в левой руке. Из этого оружия демона не убить. Но лапа вдруг прекращает ломать мне ребра, ослабевает, и я падаю с трехметровой высоты прямо в жадно раскрытую пасть. К счастью, монстр уже не умеет жевать и глотать. Выбираюсь из вонючей дыры, стараясь не смотреть на зубки длинной сантиметров в десять. На зубках клочки одежды. Не моей. Я весь в слюне, и та шипит на бронежилете. Обтираюсь пучками желтой, высохшей травы. Подхожу к Неудачнику. Тот вновь расслаблен, вял и едва жив. Внешне... - Спасибо, - бормочу я. Прикладываю к руке аптечку, та щелкает, впрыскивая лекарства, и рассыпается. Крепко меня помяли. - Не за что, - тихо, но отчетливо говорит Неудачник. Впрочем, это имя уже не слишком с ним вяжется. Уложить демона из пистолета! Впрочем, теоретически это должно быть возможно. Создатели "Лабиринта" неоднократно заявляли, что любого из монстров можно убить из пистолета или даже кастетом. Теоретически. Если знать одну-единственную на все тело сверхуязвимую точку. Но я про такие подвиги не слышал. Скидываю с плеча винтовку, отдаю Неудачнику. Тот меланхолично берет оружие. Сам я вооружаюсь гранатометом. Там всего четыре заряда, но мы сейчас попробуем раздобыть еще. - Как тебя зовут? - спрашиваю я. Ответа нет. Ну и черт с тобой. Будешь Неудачником. "Диснейленд" сделан великолепно. Не знаю, копирует ли он какой-нибудь реальный парк, или воплощает фантазию гейм-дизайнеров. Но уж монстры, катающиеся на колесе обозрения и перебрасывающиеся огненными шариками, словно снежками, явно родились в чьем-то больном воображении. Зрелище столь занимательно, что я пару минут смотрю на него, прежде чем пустить ракету в ось колеса. Взрыв, и оно медленно заваливается на бок. Обломки взлетают метров на двадцать. Искоса поглядываю на Неудачника - оценит ли тот зрелище? Ни фига подобного... - Пошли, - бросаю я. Кажется, уже начинаю привыкать к своему молчаливому спутнику. Мы проходим мимо водных аттракционов. Вместо воды в бассейнах - кровь. Часть механических лодочек, скользящих по алой глади, заполнена сидящими скелетами, часть пуста. При движении раздается противный тонкий скрип - механизмы не были приспособлены для работы в такой жидкости. Отвратительно. А вот целая семейка мутантов - двое взрослых и трое маленьких в цветастых платьицах, расположившиеся на пикник. На маленькой газовой плитке они жарят кусок ноги в кожаном ботинке. Трачу еще одну ракету. Они даже не пытаются разбежаться. Это не боевые чудовища, они созданы лишь для нагнетания кошмара. Найти бы того, кто делал всю эту мерзость, и надавать по морде. Не в виртуальности. - Нам немного осталось, - говорю я Неудачнику. - Ты хорошо держишься. Он кивает, словно бы с легкой благодарностью. И чего дайверы "Лабиринта" так долго возились? Парень прекрасно идет. Мы вдвоем отбиваем атаку целой стаи мелких летающих монстров. Неудачник стреляет скупо и метко, кожистые крылья подламываются, неуклюжие тела падают и лопаются. - Пошли, - говорю я. Лишь у огромного бетонного поля, по которому медленно скользят разноцветные машинки, возникает заминка. В одной из машинок - ребенок. Маленький темнокожий мальчик. Он рулит, уворачиваясь от трех мутантов, со скрежещущим смехом гоняющих его по всему полю. Один раз малыш проезжает рядом с оградой, окидывая нас безумным от страха взглядом. Неудачник поднимает винтовку. - Это не игрок, - устало объясняю я. - Это часть программы. Призовые очки. Спасаешь ребенка, отводишь в безопасное место, там находишь какое-нибудь оружие или броню. Пошли, нечего время тратить. Но Неудачник, наверное, утратил связь с реальностью основательно. Он начинает палить. Три выстрела - три мутанта. Они пытаются отбиться, метают в нас огненные шары, но Неудачник быстрее и точнее. На перестрелку откуда-то выползает исполинский паук и начинает поливать нас очередями из вросшего в морду пулемета. Мне приходится вмешаться. Две ракеты - коту под хвост... точнее пауку под жвалы. Наступает тишина, лишь выбравшийся из машинки ребенок плачет, сидя на корточках. - Пошли, - решаю я. Теперь уж придется отвести ребенка в укрытие, и получить честно заработанную амуницию. Мы перебираемся через разорванную пулеметным огнем изгородь, идем к мальчику. Я чуть отстаю, ковыряю ногой остатки паука, прикидывая, не удастся ли приспособить его пулемет к огню с руки. Слизь, хитин и осколки железа. Искать нечего. Неудачник подходит ко мне, бережно держа малыша на руках. И я невольно проникаюсь к нему симпатией. Он дурак, он отключил таймер и заблудился в глубине, но он все-таки неплохой человек. - Где твои родители? - спрашиваю я мальчика в надежде, что программка не очень сложная и не потребуется тратить время на уговоры и заботу. Мальчик молча тычет рукой в здание поодаль. Ну слава богу... Идем к зданию, я держу гранатомет наизготовку, ибо Неудачник небоеспособен. Входная дверь меня настораживает. Она сорвана с петель и скрипит, хоть ветра и нет. За ней - темнота. Окна в здании поросли изнутри синим мхом. - Там? - уточняю я. Мальчик кивает. Заношу ногу над порогом. - Простите... - отчетливо шепчет малыш, - они сказали, отпустят маму, если я... В последнее мгновение я успеваю отпрыгнуть назад, и струя огня проходит мимо. Внутри здания что-то грузно шевелится и тяжело перекатывается по полу. Выпускаю в проем свою последнюю гранату. Взрыв, но звуки только становятся громче. Малыш ревет, вырывается из рук Неудачника. Тот пытается удержать его, но ребенок царапает его по лицу, выскальзывает и бросается в дверь. - Мамочка! - слышится его тонкий крик. Потом что-то гулко чавкает и наступает тишина. - Вот так сходили за пивом... - говорю я, хватая Неудачника за плечо и оттягивая от здания. Он, похоже, готов броситься вслед за мальчиком, прямо в гостеприимную пасть неведомого чудища. - Почему? - шепчет Неудачник, поворачиваясь ко мне. - Почему он так поступил? Объяснять ему логику создателей уровня бесполезно. Он явно принимает происходящее всерьез. - Мальчика заставили заманивать проходящих в засаду, - говорю я. - Угрожали убить его маму. Вот он и подчинился. Неудачник молчит, словно обдумывая мои слова. Потом спрашивает: - А зачем он побежал в дверь? По крайней мере мой подопечный немного разговорился. - Испугался за свою мать. - Надо им помочь, - беря винтовку поудобнее, говорит Неудачник. Он явно готов лезть к черту в пасть. - Они уже мертвы! - кричу я. - Они погибли, поверь мне! Он верит и опускает оружие. Слава богу, по крайней мере он не требует отомстить за несчастного ребенка. Мы идем дальше. У меня пустой гранатомет, у Неудачника винтовка с десятком патронов. Хорошо мы снаряжены. Чудесная прогулка. А когда я замечаю краем глаза, что метрах в ста стоит человек, наблюдая за нами, настроение у меня окончательно портится. - Сними его, - командую я. Неудачник недоуменно поворачивается ко мне. - Зачем? Правильно. Если он верит в происходящее, то стрелять по людям не станет. Славный он человек. - Дай оружие! - требую я, вглядываясь в незнакомца. Алекс или нет? Эх, где мой бинокль... - Не дам! - твердо говорит Неудачник и прячет оружие за спину. Даже спорить не хочется. Стою, вглядываясь в чужака. А тот тоже изучает нас, потом делает шаг за угол здания и исчезает из вида. Вроде бы не Алекс. - Идем, горе ты мое, - говорю я. Через полчаса наше положение немного улучшается. Багровые облака в небе расходятся, обнажая свирепое южное солнце. Мы почти у выхода из Диснейленда, Неудачник ухитрился отбить нападение двух паукообразных монстров, я нахожу заряды к гранатомету и плазмоган с одной энергетической ячейкой. Жить становится веселее. Мы делаем привал в тени разрушенной пиццерии. На этот раз Неудачника не приходится уговаривать поесть. Он сосредоточенно жует последний сэндвич, я наблюдаю за ним. Мне еда не нужна, но мог бы и предложить поделиться, ламер... - Почему ты хотел убить того человека? - спрашивает Неудачник. Говорить ему, что нам пригодилось бы чужое снаряжение, я не решаюсь. - Он мог напасть на нас. - Нет. Дик хороший. - Дик? - Да. Он пробовал мне помочь. Сегодня утром. Мозги у меня скрипят от натуги. Значит, за нами следит один из дайверов "Лабиринта"? Не вмешиваясь, не предлагая помощи, но и не мешая. Странно все это. - Анатоль тоже хороший? - кидаю я пробный шар. Неудачник энергично мотает головой. Но объяснять причины своей неприязни ко второму дайверу не пытается. - А я? - мне становится интересно. Неудачник перестает жевать. Думает. - Еще не знаю, - выносит он заключение. Потом извиняющимся тоном добавляет: - Скорее, хороший. Завязавшуюся беседу прерывать не стоит. Я осторожно беру Неудачника за руку и говорю: - Ты понимаешь, что вокруг - виртуальная реальность? - Да. Прекрасно. Это уже половина дела! - Парень... как тебя звать? - Я не могу сказать, - с явным сожалением признается Неудачник. - Ты уверен? - Не могу. - Парень, ты находишься в виртуальности уже полтора суток. Это много, очень много. Твое тело устало, ему нужен отдых, пища, вода... Надеюсь, что мой голос звучит вкрадчиво как у гипнотизера... - Мне надо выйти, - соглашается Неудачник. - Я тебе помогу, - вновь обещаю я. - Мы уже рядом. Но если что-то сорвется, то проще будет помочь тебе другим способом. Неудачник заглатывает остатки сэндвича и вопросительно смотрит на меня. - Скажи свой сетевой адрес, - прошу я. - "Лабиринт" сообщит твоим провайдерам, они пошлют человека, и тот выведет тебя из глубины вручную. В этом нет ничего постыдного, клянусь. Такое со всеми случается. - Нет, это невозможно. - Послушай меня... если ты так стесняешься случившегося, или боишься... я сам приеду к тебе. Где бы ты ни был. Я частное лицо. Мне плевать на "Лабиринт". Я просто хочу решить твою проблему! Веришь? - Верю. - Тогда говори адрес... - на мгновение мне кажется, что я победил. Я действительно готов выскочить из глубины, купить билет на самолет и отправиться домой к Неудачнику. Хоть на Сахалин, хоть в Магадан. - Нет. Я с досады бью рукой по стене и отшибаю костяшки пальцев. Командую: - Тогда вставай! Выход из "Диснейленда" устроен внутри зеркального лабиринта. Лабиринт в "Лабиринте"... у меня вдруг начинает кружиться голова, когда я представляю себе эту матрешку из виртуальных пространств. - Значит, так... - говорю я, когда мы проходим мимо превратившегося в каменную статую усатого старичка со стопкой каких-то рекламных листков в гранитных пальцах. Старичок печально наблюдает за выходящими с уровня игроками. - Я пойду впереди. Держись вплотную за мной, хорошо? И старайся заметить врага первым. Глаз у тебя зоркий. - Хорошо, - говорит Неудачник. Мы входим в зеркальный лабиринт. Вначале это просто коридор, выложенный зеркалами. Потом он начинает ветвиться, перемежаться колоннами, и я напрочь теряю ориентировку. Вокруг меня - десять пар дайверов и Неудачников. Мир дробится, кружится, плывет. Черт. В настоящих зеркальных лабиринтах, которые так любят показывать в дешевых фантастических киносказках, все совсем не так. Реальность и иллюзию не спутаешь, как бы ни старались режиссеры. Здесь различия нет. Я подумываю, не выйти ли мне из глубины. Впрочем, толку от этого не будет. Подробная иллюзия сменится схематичной, вот и все. - Неудачник, осторожно! - предупреждаю я, машинально называя его придуманным Гильермо прозвищем. Неудачник не протестует. Мы блуждаем по зеркальному лабиринту минут двадцать, и, наконец, выходим в большой зал. Тоже зеркальный. Тринадцатигранная призма. Вдоль граней-стен стоят компьютеры. Выход! А под потолком - балкончики, на которых парами стоят монстры. Таких я еще не видел - огромные выпуклые глаза, длинные руки, цепко сжимающие винтовки, чешуйчатое тело. В остальном - вполне человекообразные. - Назад! - кричу я. И Неудачник вроде бы дергается, стремясь отпрыгнуть назад, в зеркальный проход. Но тут монстры начинают палить. Пули буравят зеркальный пол, острые иглы вонзаются в мое тело. Я палю наугад - в один из балкончиков, понимая, что лишь один из них настоящий, а все остальные - отражения.