Форум «Всё о Паскале» _ Задачи _ Проверка действительного числа на целость
Автор: Grinnchik 20.09.2011 1:28
Вообщем задали в школе задачу по паскалю.Там нужно ввести границы диапазона с клавы и потом еще 3 числа (тип real) нужно вообщем написать какие числа проходят по диапазону,какое первое отрицательное/положительное,с этим я справился,а вот еще нужно определить сколько целых чисел и вывести.С этим проблема.Как переменные типа real проверить на целость?Mod как я понял не подходит.Задача для 10 класса,не предлагайте сложных решений пожалуйста.Спасибо заранее.
Проверку на целость действительного числа можно сделать как-то так:
if Abs(a-Round(a))<=e*a then writeln('число целое') else writeln('число нецелое');
Параметр e можно положить равным 1E-10 для чисел типа real или 1E-14 для чисел типа double.
2 Sheka: тебе лень по клаве пальцами двигать? либо отвечай на вопрос, либо промолчи..
Автор: TarasBer 20.09.2011 14:08
Я так понял, автору надо узнать, сколько целых на диапазоне? Тогда проверка числа на целость не поможет. Ну не будете же вы перебирать все вещественные числа в диапазоне и проверять их на целость.
В диапазоне от a до b целых чисел ровно
down(b)-up(a)+1
где down ищет ближайшее целое снизу, а up - ближайшее целое сверху. Таких функций стандартных нету, но их можно написать, используя round
function down(x: real): integer; var r: integer; begin r := round(x); if r>x then r:=r-1; down := r; end;
function up(x: real): integer; var r: integer; begin r := round(x); if r<x then r:=r+1; up := r; end;
Автор: volvo877 20.09.2011 15:34
Цитата
Я так понял, автору надо узнать, сколько целых на диапазоне?
С чего бы? Вводятся границы диапазона, числа, и для введенных трех чисел выводятся результаты: сколько попадает в диапазон, сколько целых, сколько - положительных/отрицательных...
Хотя я бы за такую постановку задачи снял бы преподавателя тут же. Не делается так: введите данные в переменные типа real, и потом проверьте, сколько из введенных значений - целые. Ну, введу я 14.9999999999 (10 девяток для real, 16 - для double и 20 - для extended), это что, значит я ввел целое значение? Нет, это значит, что введенное мной вещественное значение будет считаться целым из-за особенностей машинного представления вещественных чисел. Проверить, вводится ли именно целочисленное значение, можно только одним способом: читать в LongInt с проверкой ошибок ввода (тогда даже 10.0 не будет пропущено, ибо это уже вещественное. Только 10. Но у этого метода есть другой подводный камень: не удалось прочесть в LongInt - всё, значение потеряно, чтоб прочитать его в real надо вводить заново, что не есть хорошо). Все остальные методы изначально завязаны на погрешность...
Автор: Lapp 20.09.2011 16:03
Цитата(TarasBer @ 20.09.2011 11:08)
Я так понял, автору надо узнать, сколько целых на диапазоне? Тогда проверка числа на целость не поможет.
Гм. Да, скорее всего, ты прав.. Я повелся на его фразу "Как переменные типа real проверить на целость?", а она, возможно, была уже выводом (неверным).
Цитата(TarasBer @ 20.09.2011 11:08)
Таких функций стандартных нету, но их можно написать, используя round
Хочу на всякий случай добавить.. Если кто-то подумает, что функция Trunc - это то же самое, что Down - таки это не так! Для отрицательных чисел результат Trunc больше или равен аргументу. Так что для них она скорее Up . И еще добавлю, что в общем случае Up(x) не всегда равно Down(x)+1, иногда Down(x)=Up(x).
Добавлено через 9 мин.
Цитата(volvo877 @ 20.09.2011 12:34)
Хотя я бы за такую постановку задачи снял бы преподавателя тут же.
Согласен (хотя автор просил не усложнять)). Кстати, интересно: на форуме (то есть, от студентов) задач с таким безобразием гораздо больше, чем их встречается на практике. Реально, встречаются иногда ситуации, когда приходится извращаться с точностью, но гораздо реже. Такое впечатление, будто препы нарочно их вытаскивают (но явно не с целью продемонстрировать эту проблему).
Автор: Lapp 23.09.2011 5:35
Я хочу извиниться перед Sheka. Он не нарушил абсолютно никаких правил (ни форумских, ни моральных и т.п.), так что я зря наехал.. Каждый отвечает, как считает нужным. Извини, Шека. )
Сейчас пересмотрел тему - везде нужно сделать оговорки, что эти методы годятся только для диапазона целых (или длинных целых), поскольку используется Round. Это на самом деле не так уж и много по сравнению со всем диапазоном действительных. Думаю, для школьной задачи этого хватит, но в общем случае требует дополнения.