Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

Форум «Всё о Паскале» _ Ада и другие языки _ Компиляторы AdaMagic и GNAT CCG

Автор: OCTAGRAM 31.01.2017 11:01

Был давно такой интересный компилятор у производителя SofCheck. http://www.adacore.com/press/adacore-sofcheck-merge, а компилятор куда-то потерялся. У AdaCore его даже не купить. Он, конечно, поддерживает более старый стандарт Ada 95 с подмножеством Ada 2005, но иногда даже и такой компилятор может пригодиться.

Этот компилятор неожиданно был найден у другого производителя, который у адаистов вообще не на слуху: http://www.mapusoft.com/ada-to-c-changer/. У них можно запросить демку и скачать, потом они впаривают какой-то AppCOE на базе Eclipse, а если оно не нужно, то приходится распаковывать архив из архива из архива. Я постарался вытащить из AppCOE собственно AdaMagic и отбросить шелуху. Не имея представления о том, как он должен был выглядеть, возможно, не во всём корректно. И некоторых файлов вроде adabgen.inf и adacgen.inf просто нет.

Замечание от 13 июня 2018: нет, всё же IDE полезно иметь, см. тему дальше.

Таким образом, это компилятор Ada -> C, C++, запускается он на Windows и Linux, а через эмуляторы — и на других платформах. Сценарий использования из коробки — это Ada -> C, C++ -> GCC, но в GCC есть GNAT, который лучше, а AdaMagic интерес, как я понимаю, представляет, когда нужно собирать под платформы, не поддерживаемые GNAT, вроде Asm.js и Эльбрус, соответственно, научиться им пользоваться нетривиально и зависит от потребностей. Может понадобиться писать свой рантайм или не использовать те возможности языка, под которые рантайм не написан.

Для скачивания требуется регистрация на форуме.

http://forum.pascal.net.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=16160 (191 Мб)

Автор: OCTAGRAM 10.02.2017 11:56

Немного о том, как установить:
Распаковать куда-нибудь, далее обозначено многоточием.
Добавить в PATH …\AdaMagic\windows\bin
Установить переменную среды ADA_MAGIC=…\AdaMagic\windows
Подредактировать …\AdaMagic\windows\SITE\rts_path и …\AdaMagic\windows\SITE\config

Дальше тяжело без документации. В PDF мало. Решал эту проблему. Вот, что удалось выяснить:

AdaMagic умел работать в 3х режимах, промежуточное представление, которое нужно компилировать дальше в машинный код собственными усилиями, либо в C/C++, либо в Java. И всё это — AdaMagic. Один поставщик (Intermetrics, AverStar, SofCheck) раздавал лицензии разным компаниям под разные условия, и когда мы берём чей-то компилятор, это адаптация AdaMagic.

Вот у MapuSoft именно второй сценарий, а у ObjectAda — первый и третий, но нет второго. ObjectAda однажды устроил раздачу бесплатных версий своего компилятора (ObjectAda 7.2 Special Edition), я себе такой сохранил, впрочем, в Интернете ещё можно найти, архив называется oa71sped.zip , и вот он пригодился. Свет проливается на то, как всё устроено. В частности, обнаруживается, что adacgen.exe — это переименованный adacomp.exe, а adabgen.exe — это переименованный adabuild.exe. А ещё в ObjectAda можно найти adacomp.inf и adabuild.inf, и если их переименовать и положить в …\AdaMagic\windows , то утилиты командной строки перестают ругаться. Правда, справка не вполне подходит. Так, в ObjectAda есть ключ -asm, что имеет смысл для компилятора для Windows, но не имеет смысла для конвертера в C/C++. Более правильная «документация» нашлась здесь: http://www.ada-auth.org/cpl/reports/ACATR048.txt Это отчёт на проверку соответствия стандарту языка Ада 95, а заодно он включает искомую документацию, хоть и старую, но сойдёт. Кстати, там всплывают ещё одни возможные имена: adacsrc и adacbuild, соответственно. Также частично удалось восстановить смысл новых ключей, глядя в код AppCOE.

Итого ключи adacgen (как представляющей наибольший интерес утилиты) получаются:

Сильно не понятные ключи (Показать/Скрыть)


Относительно понятные ключи (Показать/Скрыть)


Также оказалось полезно, что компилятор запоминает, с какими ключами собирались файлы, и пишет в файлы info. Например, Ada RTL для Windows собрана так:

COMPSW: adacomp SRC -m a -config ./config -config ./config -ke -xr -gc -O none -trace -eo +mr e -translate -pB -IXIL



Здесь по идее должен быть adacgen, а не adacomp, но не везде имя поменяли, и в данном случае в файлики штампуется оригинальное имя утилиты.

А вот ключи для компиляции демки судоку, собранной средствами AppCOE:

COMPSW: adacomp SRC -m a -config ./config -config ./config -ke -xr -gc -O none -trace -eo +mr e -translate -pB -IXIL



Поскольку AppCOE ставить не хочется, вот так вот и достаётся оттуда информация.

Экспериментировал с emscripten. Собралось 287 из 325 файлов Ada RTL. Остальное нужно портировать вручную. Там всякие функции получения системного времени, аргументов командной строки и т. п.

Так как заморачиваться этим на первых порах не хочется, хотелось предоставить какую-нибудь заглушку, чтоб компилятор сам не вызывался, и чтоб можно было с неполным рантаймом собирать. Оттранслировать в C++ и не дать автоматически транслировать дальше. Посмотреть в исходник, что там вызывается и написать заглушки.

Нашёл, как это делать:
Сначала каждый исходник нужно обработать adareg:
adareg Hello_World_2.ads


Звёздочки (adareg *.ads *.adb) тоже понимаются.

Потом конвертировать:

adacgen -c -cppn -cppe -ke -ki Hello_World_2.ads



Это сконвертирует исходник Ada в C++. Так нужно и для тел, и для спецификаций сделать. Чтобы в C, надо убрать "-cppn -cppe". Чтобы убрать проверки, можно добавить -s. Это уже становится не Ada, но всё ещё хотя бы язык с нормальной системой типов и модулей. Всё это нужно, чтобы хоть что-то запустить на момент, пока рантайм ещё не портирован и даже заглушек ещё нет.

Автор: OCTAGRAM 14.02.2017 6:56

Такер Тефт, основоположник этого компилятора, https://plus.google.com/u/0/+%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B2/posts/BvTyEfxVU2M. Там не все ключи, но судя по дате (2012й год), лучше уже ничего не будет. А внутри там дата из системы контроля версий 2008й год, так что, может быть, есть и поновее, а может быть, интересных мне ключей вроде «-cppa» и «-cppc» там никогда не было. Но это явно получше, чем брать файлы из ObjectAda Special Edition, где компилятор в машинные коды, а не в C.

Файлы распаковываются в ADA_MAGIC, то есть, в …\AdaMagic\windows


Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  adamagic_info.zip ( 5.53 килобайт ) Кол-во скачиваний: 187

Автор: OCTAGRAM 8.04.2018 6:15

В блоге AdaCore с прошлого года появляются уже разные посты про новую технологию SPARK-To-C, она же GNAT CCG, Common Code Generator, тоже транслятор в C. Коммерческим клиентам AdaCore эта технология уже доступна, можно ожидать, что в ближайшие пару месяцев выложат в открытый доступ одновременно с обычными компиляторами, как это делается каждый год.

Код
gprbuild --target=c


Технология на данный момент сильно ограничена, но это адекватно целям её применения — экзотические платформы, а это всякий embedded, под который, если портировать GNAT, то это как минимум GCC. На embedded платформах большую роль играет минимальный размер. Также требуется потратить некоторое время на портирование рантайма. CCG решает эту проблему радикально: ни одна из возможностей Ada, требующая runtime, не доступна. Нет рантайма — нет проблемы. Можно сразу писать на Аде, наслаждаясь вменяемой модульностью, но на выходе — только то, что может быть портируемым образом перенесено в C. Например, записи с массивами с длиной, заданной дискриминантом, могут иметь в своём составе только один такой массив, и он должен быть в конце записи. Нельзя возвращать строки переменной длины из функций, так как нет вторичного стека. Некоторые автоматически навешиваемые проверки, впрочем, могут присутствовать, не совсем всё урезано.

Автор: OCTAGRAM 13.06.2018 7:25

AdaMagic продолжает развиваться, только по второму кругу (и потом каждый раз) повторять все действия не было желания, поэтому на этот раз совершенно другой подход. Ну а ещё раньше видеомонтажом диск был забит под завязку, а сейчас всё черновое удалено, так что поставил, посмотрел в действии IDE. Раньше IDE вырезалась, а теперь — наоборот, это способ по умолчанию.

Получить рабочее IDE для AdaMagic — тоже не плохо. Почему бы и нет.

Скачать IDE нужно самостоятельно, сейчас появилась 64-битная, но качать нужно 32-битную версию. И дальше по инструкциям в README.txt. IDE в комплект не входит, соответственно, обновлять на каждый выпуск теперь не нужно. Изменения не столь значительные, комплексные числа добавились в библиотеку, а в компиляторе — целочисленные константы, которые на Аде были записаны в двоичном виде, в C переделываются в шестнадцатеричный вид для совместимости с каким-то компилятором C. Пока это не сильно отличается от прошлой версии, но как знать, вдруг что-то действительно полезное появится в будущем, по новому способу обновляться заметно проще.

Кстати, напишите, кто знает, Remote Update Sites URL для AppCOE. По умолчанию никаких Update Site не настроено. В документации ни на одном скриншоте URL не показан. Тот URL, что указан в features, не работает (404). Может быть, с evaluation их дают? Это чтоб ну совсем легко обновляться.


GNAT CCG, к сожалению, не настолько хорош, как мог бы быть. RAII и многие другие возможности Ады там отсутствуют. И он до сих пор не выпущен. Наверное, к ежегодному https://habr.com/post/303804/, регистрация на который начинается 16 октября 2018 г., а не летом, как было раньше, должны выпустить в общий доступ. Учитывая, сколько AdaCore пиарят эту разработку в блогах и учитывая их стремление пробиться в сегмент embedded (и конкурс, и CCG лежат в этом русле), этого логично ожидать.


Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  AdaMagic.install.IDE.7z ( 15.13 килобайт ) Кол-во скачиваний: 29