Цитата(zZz @ 25.05.2006 16:06)
так, надеюсь, лучше?
Да, так лучше
. В объяснении должна быть ясность (кстати, слова однокоренные
).
Итак, задачу можно считать решенной. Первым идею высказал
Bokul, но завершил решение
zZz.
Но, если честно, я не вполне уверен, что все поняли решение, так что позволю себе привести некоторое пояснение (опять тот же корень
).
Итак, действительно: слова о том, что поперечная скорость мала и ни на что не повлияет - чистейшей воды попытка сбить с толку. Нужно рассматривать полную скорость.
Полная скорость не равна простой векторной сумме продолной и перпендикулярной скоростей (в СТО свои законы сложения скоростей, об этом позже), но нас это сейчас не интересует. Главное, что она направлена в дыру. То есть будем считать, что линия вектора скорости, проходящего через центр стержня, пройдет точно через центр дыры.
Как будет происходить сжатие? Для того, чтобы это легче было себе представить, будем считать, что наш стержень есть диагональ (BD) некоего прямоугольника, одна из сторон которого параллельна скорости (ABCD). Под действием Лоренцева сокращения он сожмется в A'B'C'D'. Соответственно, положение стержня теперь будет B'D'.
Главное, на что следует обратить внимание тут, это то, что стержень не просто уменьшился в длине - он
повернулся! Причем, повернулся не так, чтобы было проще пролезть в дыру, а как раз наоборот
. Тонкие линии показывают, куда будут смещены точки при движении. Видно, что шансов пролезть в дырку у стержня нет никаких, так что ответ на задачу мы нашли, но я хотел бы обратить внимание на еще один интересный факт, следующий из построения.
Красные линии у дырки - положение стержня при подлете, причем я утолщил среднюю часть (изначально равную размеру дырки), которая прошла бы в дырку, если бы края не помешали. Допустим, что так оно и есть, стержень действительно был равен по длине размеру дыры. Тогда он проходит в нее - как в нормальных условиях, так и в рассматриваемом случае косого подлета на субсветовой скорости. Но, поскольку его размер равен дыре, он слегка касается краев. То есть происходят два события: касание концом B и касание концом D. В нормальных условиях эти два события происходят одновременно. А при косом подлете на большой скорости? Мы видим, что
сначала происходит касание концом D, а
потом касание концом B (порядок мог бы быть обратным, если бы стержень летел с другой стороны).
Это та самая
относительность одновременности, которую я упомянул в самом начале (кажется, в первом ответе в эту тему). Как видите, факт очень простой, хотя и вызывает некоторое недоумение. Если интерес слушателей не иссякнет, мы еще обсудим это более подробно..