IPB
ЛогинПароль:

> ПРАВИЛА РАЗДЕЛА!!!

1. Заголовок или название темы должно быть информативным
2. Все тексты программ должны помещаться в теги [CODE=asm] [/CODE]
3. Прежде чем задавать вопрос, см. "FAQ",если там не нашли ответа, воспользуйтесь ПОИСКОМ, возможно, такую задачу уже решали!
4. Не предлагайте свои решения на других языках, кроме Ассемблера. Исключение только с согласия модератора.
5. НЕ используйте форум для личного общения! Все, что не относиться к обсуждению темы - на PM!
6. Проверяйте программы перед тем, как выложить их на форум!!

> Азы (встроенный ассемблер), Может кому интересно...
сообщение
Сообщение #1


Гость






От нечего делать опишу основные моменты при программировании на встроенном ассемблере в Паскале.

Есть 2 способа задействовать эту замечательную возможность:
  1. Заключить код на ассемблере между словами asm и end
  2. Написать процедуру с указанием директивы Assembler, что в принципе не сильно отличается от первого варианта, т.к. код по прежнему находится между asm и end smile.gif
Зачем это нужно?
Ну, на самом деле применений целое море, о чём можно убедиться полистав этот раздел форума.

Рассмотрим вопрос адресации в реальном режиме (именно он используется "by def" при компиляции в BP).

Адрес состоит из двух частей: сегментной части и смещения. Обе части являются 16-ти разрядными двоичными числами или, что на практике и применяется, 4-х разрядными шестнадцатиричными.

Рассмотрим пример и на нём разберёмся, что и какая часть значит:

Пусть сегментная часть (далее Seg) = $ABCD, а смещение (далее Ofs) = $1234. Это означает, что эта пара Seg:Ofs хранит следующий адрес Seg * $10 + Ofs = $ABCD * $10 + $1234 = $ABCD0 + $1234 = $ACF04. Как легко заметить, пользуясь таким способом адресации мы можем указать адрес любой ячейки памяти в пределах первого мегабайта ($00000..$FFFFF) и даже чуть-чуть больше, но это не имеет значения, т.к. процессор в реальном режиме даёт доступ только к первому МБ.

Возникает естественный вопрос: а зачем нужен этот геморрой, и почему нельзя просто указывать полный адрес? А вот нельзя. А потому, что процессор при работе с памятью опирается на информацию, которая хранится в его регистрах, а т.к. мы используем 16-битный вариант команд, то, соответственно, в 1 регистр более 16 бит (4 16-ричные цифры) не впихнуть. Поэтому и приходится использовать 2 регистра: сегментный и какой-нибудь, который можно использовать для адресации.

Рассмотрим предназначение регистров процессора:
  • CS - Code Segment, сегмент кода. В этом регистре хранится сегментная часть адреса исполняемой команды.
  • DS - Data Segment, сегмент данных. Тут хранится сегментная часть адреса тех данных программы, которыми она пользуется в текущий момент.
  • SS - Stack Segment, сегмент стека. Хранит -||- области памяти, которая сейчас используется как стек.
  • ES - Extended Segment, дополнительный сегмент. Используется для того, чтобы программа могла использовать данные хотя бы из 2 участков памяти, которые не находятся рядом (например, в DS $1000, а в ES - $F000), а так же для некоторых команд, но об этом не сейчас.
  • AX - Accumulator, регистр общего назначения, т.е. можно его использовать как угодно, но отведён на математические вычисления, т.к. некоторые команды требуют того, чтобы их операнд находился именно в AX, а некоторые команды с использованием AX выглядят на байт короче после компиляции, нежели с каким-нибудь другим регистром.
  • BX - Base, тоже регистр общего назначения, но его конёк в том, что его можно использовать для адресации, т.е. число, хранящееся в нём при необходимости может быть расценено, как часть адреса - смещение.
  • CX - Counter, выделяется от остальных общих регистров тем, что команда реализации циклов (ну ещё пара, но куда реже) предполагает свой аргумент именно в CX. Т.е. при программировании на ассемблере CX выступает в роли Паскалевского i smile.gif
  • DX - Data. Просто регистр общего назначения. Такой на всякий случай - ничего специфического в нём нет.
  • IP - Instruction Pointer. Этот регистр хранит смещение текущей команды, т.е. пара CS:IP указывает на команду в памяти, которая вот-вот будет выполнена процессором.
  • SP - Stack Pointer. Хранит смещение верхушки стека (SS:SP). Очень важное значение, т. к. процессор при обработке команд работы со стеком рассчитывает именно на этот регистр.
  • BP - Base Pointer. Регистр для хранения смещения. Как правило используется в процедурах для адресации переменных через стек. Отличается от SP тем, что процессору его значение не особо интересно, но адресация через этот регистр идёт так же по SS (если не указать другой).
  • SI, DI - Source Index и Destination Index. Два регистра предназначенные для хранения смещений. Особенностью их является то, что некоторые команды рассчитывают, что их операнды хранятся именно тут.
Средствами паскаля мы можем подучить текущие значения регистров DS (функция DSeg), SS (SSeg) и CS (CSeg).

Теперь давайте рассмотри примитивный набор команд.

mov dst, src копирует значение src в dst. Есть один важный момент: командой mov нельзя скопировать значение одной переменной в другую за один приём.
Примеры: (Показать/Скрыть)


inc p увеличивает на 1 значение операнда. После компиляции эта команда занимает меньше места чем команда прибавления единицы.
Примеры: (Показать/Скрыть)


dec p соответственно уменьшает операнд на 1.

add dst, src прибавляет к src значение dst. Результат сохраняется в dst, так что просто число там написать нельзя.
Примеры: (Показать/Скрыть)


sub dst, src вычитает из dst значение src.

mul n умножает значение регистра AL (AX) на n. Если n размером в 1 байт, то происходит следующее: AX = AL * n, если же слово, то старшие 16 бит произведения сохраняются в DX, а младшие в AX, т. е., умножив AX=$1010 на $100 получим в DX $0010 и в AX $1000.
Примеры: (Показать/Скрыть)


div n делит значение в AX (DX:AX, как в команде mul) на n. При этом остаток сохраняется в AH (DX), а целая часть от деления в AL (AX).
Например: (Показать/Скрыть)


cmp a, b - сравнивает значения a и b и устанавливает флаги процессора в соответствии с результатом сравнения.
Например: (Показать/Скрыть)


jmp L - команда безусловного перехода на метку L. То что в BP называется GoTo.
Например: (Показать/Скрыть)


j<cc> L - серия команд условного перехода. Тут <cc> определяет условия перехода:
  • jz, je - переход, если равно
  • jb - переход, если меньше (числа расцениваются как беззнаковые)
  • ja - переход, если больше (числа расцениваются как беззнаковые)
  • jl - переход, если меньше (числа расцениваются как знаковые)
  • jg - переход, если больше (числа расцениваются как знаковые)
Также допускаются комбинации с буквой n (отрицание) и e (равенство).
Например: (Показать/Скрыть)


Рассмотрим ещё команду loop L она сравнивает CX с 0 и, если он отличен, то уменьшает его на 1 и делает переход на указанную метку.
Пример: (Показать/Скрыть)


Теперь для закрепления сказанного рассмотрим реализацию вычисления факториала:

Function Factorial(n: Integer): Integer; Assembler;
Asm
mov CX, [n] {Проверим, может n<0?}
cmp CX, 0 {Сравним с 0}
jl @@1 {Если меньше, то считать не будем}
mov AX, 1 {Начальное произведение}
@@2: {В CX мы уже загрузили кол-вл итераций, так что к циклу готовы}
mul CX {Домножим текущее произведение на значение счётчика}
loop @@2 {И продолжим цикл}
jmp @@3 {Произведение вычислено - можно выходить из функции}
@@1: {А, если попросили вычислить факториал отрицательного числа}
mov AX, 0 {То вернём 0}
End;

Var n: Integer;
Begin
 ReadLn(n);
 WriteLn(Factorial(n))
End.


Стоит объяснить ещё и то, как возвращаются значения функций. Это всё зависит от типа результата:
Byte, Char - через AL
Word, Integer - через AX
LongInt - старшая часть в DX, а младшие 16 бит в AX.
Pointer - сегментная часть в DX, смещение - AX.
Остальные типы возвращаются более извращённым способом...

Так же отмечу, что убрав проверку на <0 можно переписать эту функцию так:
Function Factorial(n: Integer): Integer; Assembler;
Asm
mov CX, [n]
mov AX, 1
@@1:
mul CX
loop @@1
End;

Правда проблема переполнения остаётся, но зато покажите мне компилятор, который стандартное
Function Factorial(n: Integer): Integer;
Var
 i, Res: Integer;
Begin
 Res:=1;
 For i:=2 To n Do
   Res:=Res*n
 Factorial:=Res
End;

скомпилирует вот так вот красиво...
 К началу страницы 
+ Ответить 
 
 Ответить  Открыть новую тему 
Ответов
сообщение
Сообщение #2


Знаток
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 408
Пол: Мужской

Репутация: -  3  +


Продолжим

Секция функций для работы с файлами и дисками.

Работа с файлами.
  1. Создание
  2. Закрытие
  3. Чтение
  4. Запись
  5. Создание
  6. Удаление
  7. Сдвиг указателя
  8. Получение/изменение атрибутов
  9. Переименовать файл
  10. Получить/установить дату и время последней модификации файла

Для работы с файлами используются функции прерывания 21h. Все операции связаны с так называемым файловым хендлом (дескриптором) (file handle), 16 битным числом, при помощи которого DOS идентифицирует файл.

----------------------------------------------------------------------------

Открытие файла: 3Dh

IN:
ah = 3Dh
al = режим открытия:
биты 2-0:
000 (только чтение), 001 (только запись) или 010 (чтение и запись)
DS:DX = указатель на имя файла (указанное в ASCIIZ формате - на конце #0)

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК
AX = дескриптор файла, его надо сохранить, иначе дальнейшая работа с файлом невозможна.

----------------------------------------------------------------------------

Закрытие файла: 3Eh

IN:
ah = 3Eh
bx = дескриптор файла

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК

----------------------------------------------------------------------------

Чтение файла: 3Fh

IN:
ah = 3Fh
bx = дескриптор файла
cx = количество байт для чтения
DS:DX = куда поместить прочитанные данные

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК
AX = количество прочитанных байт, если 0 - пытаемся читать из конца файла.

----------------------------------------------------------------------------

Запись в файл: 40h

IN:
ah = 40h
bx = дескриптор файла
cx = количество записываемых байт
DS:DX = откуда брать данные

RETURN:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК
AX = количество записанных байт, если не равняется тому, что было в CX - ошибка

----------------------------------------------------------------------------

Создание файла, с усечением существующего до 0 размера: 3Ch

IN:
ah = 3Ch
cl = атрибуты файла
bit 0: только чтение
bit 1: скрытый
bit 2: системный
bit 3: метка тома
bit 4: директория
bit 5: архивный
bit 6&7: резервные биты

DS:DX = указатель на ASCIIZ имя файла

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК
AX = дескриптор файла

----------------------------------------------------------------------------

Удаление файла: 41h

IN:
ah = 41h
DS:DX = указатель на ACIIZ имя

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК

----------------------------------------------------------------------------

Сдвиг указателя: 42h

IN:
ah = 42h
bx = дескриптор файла
CX:DX = 32 битный указатель на место сдвига
AL: =0 (отсчет от начала файла), =1 (отсчет от текущей позиции), или =2 (отсчет от конца файла)

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК
DX:AX = 32 битный указатель на то, где мы сейчас.

----------------------------------------------------------------------------

Получить/Сменить атрибуты файла: 43h

IN:
ah = 43h
DS:DX = указатель на имя файла в ASCIIZ формате
al: =0 (вернуть атрибуты в CX) или l=1 (установить атрибуты из CX)

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все идет по плану =)

----------------------------------------------------------------------------

Переименовать файл: 56h

IN:
ah = 42h
DS:DX = указатель на существующее имя
ES:DI = указатель на новое имя файла в ACIIZ
CL = маска атрибутов

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все ОК
При помощи этой функции можно переносить файл в другие каталоги.

----------------------------------------------------------------------------

Получить/установить дату и время последней модификации файла: 57h

IN:
ah = 57h
al: =00 (вернуть время в CX дату в DX) или =01 (установить новое время из CX новую дату из DX)
bx = дескриптор файла

OUT:
CF = 1: Ошибка
AX = код ошибки

CF = 0: Все идет по плану =)


Время Дата
биты описание биты описание
15-11 Часы(0-23) 15-9 Год
10-5 Минуты 8-5 Месяц
4-0 Секунды 5-0 День


----------------------------------------------------------------------------


Простейший пример - программка считывает файл, имя которого вводится как параметр программы и выводит его на экран.


jc @OpenError
mov bx, ax ; сохраняю файловый дескриптор

push ds
lds dx, buffer ; загружаю в ds:dx адрес буфера - для считывания файла
mov ah, 3fh
mov cx, 0FFFFh
int 21h ; пытаюсь прочесть 65535 байт в буфер
pop ds
mov FileSize, ax ; сколько мы прочли?
mov ah, 3eh
int 21h ; закрываю файл

cld
push ds
mov cx, FileSize
lds si, buffer

@PrintLoop:
mov ah, 2
lodsb ; al <- [ds:si]
mov dl, al
int 21h ; DOS функция 2h - печатает символ, лежащий в dl
dec cx
jne @PrintLoop
pop ds

jmp @exit
@OpenError:
mov ah, 9
mov dx, offset ErrMsg1+1
int 21h
@exit:


--------------------
- Где я?
- Во тьме.
- В какой тьме?
- Во тьме твоего мозга.
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 

Сообщений в этой теме
BlackShadow   Азы (встроенный ассемблер)   7.05.2004 20:01
Dark   ОШИБКА!!! :rolleyes: LOOP СНАЧАЛА …   10.05.2004 6:27
Dark   [center]Флаги В архитектуре компьютера существует…   10.05.2004 7:24
Dark   Вот некоторый пример :) uses crt; (* Программа п…   10.05.2004 17:10
BlackShadow   Продолжим ликбез :) [center]Стек Сейчас я вот во…   10.05.2004 18:05
BlackShadow   Голова болит, работа достала... Ну как тут не вспо…   11.05.2004 18:32
BlackShadow   [color=red]Битовые операции Начнём с логико-арифм…   12.05.2004 19:00
FreeMan   я читаю. кстати, вот пара процедур включения, выкл…   13.05.2004 0:15
BlackShadow   По документации, ты конечно прав... Но вот только …   13.05.2004 1:16
BlackShadow   Теория это хорошо, но перейдём к [center]Практика …   13.05.2004 19:25
Dark   Хых, как всегда ты на шаг впереди ;) конеечно, у т…   13.05.2004 22:45
BlackShadow   Я бы посоветовал Procedure Input(Var s:String);Ass…   14.05.2004 0:30
BlackShadow   [b]Текстовый ввод/вывод Всем прекрасно известны т…   17.05.2004 19:56
Dark   Продолжим Секция функций для работы с файлами и …   9.10.2004 2:57
Dark   Оки, тады продолжаем [b]Работа с диском (DOS функ…   16.10.2004 5:36


 Ответить  Открыть новую тему 
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 





- Текстовая версия 26.04.2024 3:08
500Gb HDD, 6Gb RAM, 2 Cores, 7 EUR в месяц — такие хостинги правда бывают
Связь с администрацией: bu_gen в домене octagram.name