Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Удав
Форум «Всё о Паскале» > Pascal, Object Pascal > Задачи
1qsd
Помогите решить вот эту несложную задачу. Преподаватель говорит, что решать её нужно как то через матрицы.

Удав расположен в виде нескольких линий, из которых каждая следущая перпендикулярна предыдущей. Направление каждой линии и её протяженность задаются буквами "L" , "R" и числом.

Например 25L15R5 ("25" - длина линии = 25, "L" - поворачивает на 90 градусов влево, "15" - длина линии = 15 , "R" - поворачивает на 90 градусов вправо , "5" - длина линии = 5).

Определить, пересечет ли он себя.
мисс_граффити
С матрицами...
Единственная идея: берем матрицу из нулей и начинаем заполнять ее удавом (как бы рисуем его по клеточкам). Где он есть - ставим 1. Если клеточка, куда хотим поставить 1, уже равна 1 - значит, он пересекает себя.

Минусы метода: ограниченность размера удава (а по этому поводу ничего у нас не говорится), затраты по памяти (удав может быть из 4 клеток, а массив 100*100).

я бы пошла другим путем... но для этого надо знать:
1. является ли использование матриц обязательным условием?
2. можно ли пользоваться динамическими структурами?
1qsd
1) можно и не через матрицы
2) можно пользоваться динамическими структурами
мисс_граффити
Идея такая: разбиваем удавчика на отрезки, которые записываются в массив (или список). Отдельно горизонтальные, отдельно вертикальные.
Потом сопоставляем каждую вертикальную с каждой горизонтальной и смотрим, пересекаются ли они.
1qsd
давайте по порядку
1) как записывать в массив: сами числа или их координаты или еще что-то??
2) и как их же сопоставлять??

мне еще понравилась идея с клеточками. Если заполнять, то наверное из центра матрицы?
Не думаю, что удав будет слишком большой...
мисс_граффити
1) мне кажется, тут подойдет запись с тремя полями: координата конца, координата начала и уровень.
то есть для вертикальных линий координата х - константа, она будет уровнем. координата у начала и конца отличается, их и запишем. аналогично для горизонтальных.
2) если уровень вертикальной находится между началом и концом горизонтальной, а уровень горизонтальной - между началом и концом вертикальной, то их можно считать пересекшимися.

да, из центра - самое логичное.
с клеточками, как мне кажется, будет проще написать... но как формализовать ограничения на размер - я пока не знаю.
1qsd
А вы можете код с клеточками (во втором сообщении вы предлагали такой способ) хотя бы примерно набросать для матрицы 1000 на 1000??
или, например, для 100 на 100, если нельзя создать 1000x1000??
мисс_граффити
а сам не хочешь попробовать хотя бы?
Michael_Rybak
И уточни еще, что если он не пересекает себя, но касается.
Lapp
Я тоже не придумал, как тут использовать матрицы, кроме заполнения поля единицами на месте его тела, но этот способ сильно ограничивает размеры удава и крайне неэффективен по использованию памяти. Была у меня мыслишка сжимать эту "матрицу" на лету, но я все же решил пойти другим путем - традиционным, геометрическим.

Учитывая структуру входной строки, звенья удава все время чередуются: горизонтальное - вертикальное, и снова. Мой алгоритм прост:
1. иду по удаву с начала и до конца
2. координаты текущего звена сравниваю:
- если четное, с нечетными;
- если нечетное, с четными
3. сравнение заключается в оценке на отрицательность или равенство нулю произведения:
(Xi - Xj)*(Xi-1 - Xj) - это для нечетных,
(Yi - Yj)*(Yi-1 - Yj) - это для четных.
Здесь Xi, Xi-1 - координаты текущего звена, а Xj - координата звена, с которым сравниваем (то же самое для Y). Замечу, что я считаю первое звено расположенное началом в т. 0,0 , а конец - в положительном направлении по оси Х. Сиситема координат обычная математическая (х - вправо, у - вверх).

Чуть ли не больше половины занимает парсинг входной строки (простейший) с заполнением массивов координат X и Y. Он делается с помощью поворотов вектора направлений (Dir). Для этого использую матрицу поворотов (аналогично как в теме Лабиринт , но без выделения в отдельную процедуру).

Программа читает из файла boa.dat, в нем не должно быть никаких других символов, кроме L, R и цифр (даже концов строк!). Находит (простите - должна находить! smile.gif) все пересечения и сообщает номера пересекающихся звеньев. Если ничего не пересекается - выходит молча smile.gif.

Я проверял на такой вот строчке:
10R5L6L3L12R5
В ней два пересечения: 2х5, 1х6

Вот сам код:
{ Searching self-crossings of a Boa }
{ by Lapp }
const
m=100;

var
x,y:array[0..m]of integer;
Dir:record
x,y:integer
end;
i,j,n,e,l,z:integer;
Cross:boolean;
c:char;
s:string;
f:file of char;

begin
{ Data input }
x[0]:=0; y[0]:=0;
Dir.x:=1; Dir.y:=0;
Assign(f,'boa.dat');
Reset(f);
n:=0;
while not EoF(f) do begin
Read(f,c);
c:=UpCase©;
if (c in ['L','R'])or EoF(f) then begin
Inc(n);
if EoF(f) then s:=s+c;
Val(s,l,e);
x[n]:=x[n-1]+Dir.x*l;
y[n]:=y[n-1]+Dir.y*l;
s:='';
with Dir do case c of
'L':begin z:=x; x:=-y; y:=z end;
'R':begin z:=x; x:=y; y:=-z end;
end
end
else s:=s+c
end;
{ Start working}
for i:=2 to n do begin
Cross:=false;
j:=i mod 2;
while not Cross and (j<i-2) do begin
if Odd(i) then
Cross:=Odd(j) and ((x[i]-x[j])*(x[i-1]-x[j])<=0)
else
Cross:=not Odd(j) and ((y[i]-y[j])*(y[i-1]-y[j])<=0);
if Cross then begin
WriteLn('Bonds #',j+1,' and #',i,' are crossed over');
Cross:=false
end;
Inc(j,2)
end
end
end.


Добавлено через 8 мин.
Да, еще забыл ответить Michael_Rybak'у..
Я не склонен тут выделять касания, поскольку все происходит на дискретной сетке. Я понимаю, что ты хочешь сказать (это, видимо, относится к топологии), но не думаю, что условие задачи трактовалось так. Любое совпадение точек, принадлежащим звеньям (кроме сочленений соседних звеньев) считаю пересечением.
Но я не говорю, что топологический аспект не представляет интереса! smile.gif Вполне даже может быть..
Lapp
Цитата(мисс_граффити @ 26.03.2007 20:15) *

Идея такая: разбиваем удавчика на отрезки, которые записываются в массив (или список). Отдельно горизонтальные, отдельно вертикальные.
Потом сопоставляем каждую вертикальную с каждой горизонтальной и смотрим, пересекаются ли они.
...
1) мне кажется, тут подойдет запись с тремя полями: координата конца, координата начала и уровень.
то есть для вертикальных линий координата х - константа, она будет уровнем. координата у начала и конца отличается, их и запишем. аналогично для горизонтальных.
2) если уровень вертикальной находится между началом и концом горизонтальной, а уровень горизонтальной - между началом и концом вертикальной, то их можно считать пересекшимися.

мисс_граффити, по сути я релизовал твою идею (как заметил позже smile.gif). Причем, я тоже хотел сначала делать два разных массива, и организовывать рекордом, как ты пишешь. В процессе я все упростил и унифицировал - ушел от рекорда, оставил обычные два массива Х и Y. Процедура-то симметричная.. smile.gif А пункт 2 просто идентичным получился.. Одинаково мыслим! smile.gif.

Интересно было бы сделать и матрицу и сравнить размер кода. Так или иначе, парсер строки делать надо.. А сам алгоритм совсем небольшой.
Michael_Rybak
Цитата
Да, еще забыл ответить Michael_Rybak'у..
Я не склонен тут выделять касания, поскольку все происходит на дискретной сетке. Я понимаю, что ты хочешь сказать (это, видимо, относится к топологии), но не думаю, что условие задачи трактовалось так. Любое совпадение точек, принадлежащим звеньям (кроме сочленений соседних звеньев) считаю пересечением.


В таком случае горизонтальные нельзя проверять только с вертикальными. Он ведь может и пройтись как бы вдоль себя.
Malice
Цитата(Michael_Rybak @ 27.03.2007 14:43) *

В таком случае горизонтальные нельзя проверять только с вертикальными. Он ведь может и пройтись как бы вдоль себя.

Такое может случится в одном единственном случае, если последний частично залезет на первый со стороны его начала smile.gif (20L10L30L10L15) Иначе чтоб ему так пройтись ему придется пересечь и один из смежных (и уже перпендикулярного направления) отрезков.. У Lapp-а обрабатывается неправильно, хотя и 20L10L30L10R15, (где пересечения нет) тоже..
Michael_Rybak
10L10L10R10R10R30
Гость
О чем я и говорил. Пересекает еще и смежные отрезки - достаточно для того, чтобы сделать вывод.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Malice
Эт я был.. Я же имел ввиду случай типа:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Michael_Rybak
Он не пересекает смежные отрезки. Я ведь специально спрашивал, считаются ли касания пересечениями.

Добавлено через 42 сек.
Еще ведь можно 10L10L10L20, и тут всё чисто.
Malice
Гы smile.gif В таком случает надо определьтся - включает ли в свою длину очередной отрезок последнюю точку предыдущего. На твоем примере получается квардрат 11х11, пересечения нет, т.к. никто ширину удава в 1-цу не устанавливал и сливаются отрезки только из-за рисования по клеткам. Я думал, что квадрат будет 10х10 и, соответственно, будет иметь общую точку..
Michael_Rybak
У меня не получался нигде квадрат 11х11. Получалось то, что ты нарисовал.
Lapp
Критику принял.
Думаю..
Lapp
Коллеги, я не вполне все же вас понял..
Michael_Rybak, если одно звено полностью включает другое (этот случай ты называешь "касанием"?) то это значит, что подходящие к внутреннему (полностью включенному другим) дадут то, что я называю пересечением (наличие общих точек, включая концы). Поскольку в задаче спрашивается, самопересекается удав или нет - то этого будет достаточно, чтобы ответить "ДА". Вывод программой конкретных пересечений - это моя блажь, отладочная инфа.

Другое дело, что у меня в релизации была откровенная ошибка, в результате чего находились несуществующие пересечения - признаю и извиняюсь.. Я просто недописал формулы для пересечения. Сейчас исправлено, код ниже.. Как водится, в результате прога стала только короче smile.gif.

Malice, твой первый тест (10L10L10R10R10R30) я прохожу нормально. А второй (ботинок с красным каблуком) я что-то не пойму.. Напиши его строчкой, плз.
Ааааа... понял. Приход обратно сзади... подкрасться тмхой сапой, и... O'kay, подумаю.

Остается одна проблема... Вот такая:
10L0L5
То есть звено нулевой длины и поворот назад. Такую ситуацию я не отлавливаю.. Но работаю над этим! 1.gif

const
m=100;

var
x,y:array[0..m]of integer;
Dir:record
x,y:integer
end;
i,j,n,e,l,z:integer;
c:char;
s:string;
f:file of char;

begin
x[0]:=0; y[0]:=0;
Dir.x:=1; Dir.y:=0;
Assign(f,'boa.dat');
Reset(f);
n:=0;
while not EoF(f) do begin
Read(f,c);
c:=UpCase©;
if (c in ['L','R'])or EoF(f) then begin
Inc(n);
if EoF(f) then s:=s+c;
Val(s,l,e);
x[n]:=x[n-1]+Dir.x*l;
y[n]:=y[n-1]+Dir.y*l;
s:='';
with Dir do case c of
'L':begin z:=x; x:=-y; y:=z end;
'R':begin z:=x; x:=y; y:=-z end;
end
end
else s:=s+c
end;

for i:=4 to n do begin
j:=i mod 2 +1;
while j<i-2 do begin
if Odd(i) and
((x[i]-x[j])*(x[i-1]-x[j])<=0) and ((y[j]-y[i])*(y[j-1]-y[i])<=0)
or not Odd(i) and
((y[i]-y[j])*(y[i-1]-y[j])<=0) and ((x[j]-x[i])*(x[j-1]-x[i])<=0)
then WriteLn('Bonds #',j,' and #',i,' are crossed over');
Inc(j,2)
end
end
end.
Lapp
2 Malice:
Случай с подходом к хвосту сзади лечится добавлением минус-первой точки к массиву координат; ее координаты, как и координаты нулевой точки, нулевые: 0,0. Остальные звенья это нулевое звено не пересечет, так как оно нулевой длины. Соответственно, цикл while нужно начинать с (i+1)mod 2.

2 Lapp:
(разговоры самого-с-собой - первый признак помешательства.. smile.gif) Проверка на разворот не спасает: разворот может быть долгий:
10L0R0L0L5
Исключать пары нулевых звеньев типа L0R0 ? нет.. Ведь может и не быть пересечения после разворота:
10L0L0L5
- это просто поворот направо..
Неужели Michael_Rybak все же прав (сам того не зная smile.gif), и придется проверять параллельные звенья тоже??..
Lapp
Цитата(Lapp @ 28.03.2007 3:23) *

Неужели Michael_Rybak все же прав (сам того не зная smile.gif), и придется проверять параллельные звенья тоже??..

!nono.gif
"Долгие повороты" не нужно учитывать никаким специальным образом при исследовании разворота. Дело в том, что последовательность
L0R0L0L0
- уже содержит перпендикулярное звено, которое будет учтено. Так что нужно отслеживать только действительный (быстрый) поворот назад, типа 10L0L5. Это я вставил, и оно, вроде, работает, но..

..Но тут другая проблема вылезает sad.gif. Действительно, чередующаяся последовательность нулевых звеньев вызовет ложное срабатывание:
10L0R0L0R0L5
- представляет собой прямую линию, но в середине есть три нулевых звена, которые все имеют общую точку с ненулевыми...
Вот такая фигня..
Может, запретить нулевые звенья совсем?.. Или убирать их при парсинге..
Lapp
2 Lapp:
(а с кем еще и поговорить-то ночью.. smile.gif)
Вставил блок, убирающий парные повторы в массивах координат - после парсинга, но до основного алгоритма. Тем самым, проблема решена.. пока smile.gif

Ну, кто найдет еще баг?.. !box.gif
{ Finding self-crossings of a Boa }
{ by Lapp }
const
m=100;

var
x,y:array[-1..m]of integer;
Dir:record
x,y:integer
end;
i,j,n,e,l,z:integer;
Cross:boolean;
c:char;
s:string;
f:file of char;

begin
x[-1]:=0;y[-1]:=0;
x[0]:=0; y[0]:=0;
Dir.x:=1; Dir.y:=0;
Assign(f,'boa.dat');
Reset(f);

{парсинг входной строки}
n:=0;
while not EoF(f) do begin
Read(f,c);
c:=UpCase©;
if (c in ['L','R'])or EoF(f) then begin
Inc(n);
if EoF(f) then s:=s+c;
Val(s,l,e);
x[n]:=x[n-1]+Dir.x*l;
y[n]:=y[n-1]+Dir.y*l;
s:='';
with Dir do case c of
'L':begin z:=x; x:=-y; y:=z end;
'R':begin z:=x; x:=y; y:=-z end;
end
end
else s:=s+c
end;

{Убираем тройные точки}
for i:=n downto 3 do if (x[i]=x[i-1])and(x[i]=x[i-2])and(y[i]=y[i-1])and(y[i]=y[i-2]) then begin
for j:=i to n do begin
x[j-2]:=x[j];
y[j-2]:=y[j]
end;
Dec(n,2)
end;

{Основной поиск}
for i:=3 to n do begin
{проверка на разворот}
j:=i-2;
Cross:=Odd(i)and((x[j]-x[j-1])*(x[i]-x[i-1])<0)and(y[i]=y[j])
or not Odd(i)and((y[j]-y[j-1])*(y[i]-y[i-1])<0)and(x[i]=x[j]);
{поиск пересечений непараллельных звеньев}
if not Cross then j:=(i+1)mod 2-2;
while not Cross and(i>3)and(j<i-4) do begin
Inc(j,2);
Cross:=Odd(i) and
((x[i]-x[j])*(x[i-1]-x[j])<=0)and((y[j]-y[i])*(y[j-1]-y[i])<=0)
or not Odd(i) and
((y[i]-y[j])*(y[i-1]-y[j])<=0)and((x[j]-x[i])*(x[j-1]-x[i])<=0)
end;
if Cross then begin
WriteLn('Bonds #',j,' and #',i,' are crossed over');
Halt
end
end;
WriteLn('No crossings')
end.


Добавлено через 2 мин.
Да, еще: программа теперь останавливается сразу после нахождения первого пересечения (правда, пишет, чего с чем). Если пересечений нет - тоже сообщает об этом.

Исправлено (см. следующее сообщение)
1qsd
Если удав выглядит как спираль, например так 1R2R3R4R5R6
то программма не работает (пишет что пересечение 3 и 4, хотя на самом деле никаких пересечений быть не должно)
Lapp
Цитата(1qsd @ 28.03.2007 9:33) *

например так 1R2R3R4R5R6 ... программма не работает

Ошибка в этой строчке:
    while not Cross and(i>3)and(j<i-2) do begin

Нужно 2 заменить на 4. Я переставил увеличение j в начало цикла, нижний предел изменил, а верхний - забыл.. sad.gif

Сейчас исправлю в последнем тексте.
Lapp
По ходу дела, посмотрев на все сложности, возникшие в геометрическом методе (надеюсь, они все все же преодолены smile.gif), я решил написать программку по методу "матрицы".
Получилось действительно намного проще, на ее написание ушло замееееетно меньше времени. Я использую симметричный байтовый массив, который, если удовлетворять ограничениям ТР, не должен превышать 64К. Это значит, если округлить, что поле выходит примерно от -100 до 100 по каждой координате.. Разумеется, ситуация намного улучшится в FPC (например на 1 ГБ памяти можно сделать поле от -15000 до +15000), но все равно вряд ли кто станет спорить, что геометрическое решение лучше в смысле эффективности (хотя, при большом количестве поворотов и небольшом диаметре они все же могут конкурировать).. Правда, остается еще вариант со сжатием матрицы на лету - но это уже извращение.. smile.gif

Хотя, разве не извращение уже и то, что я потратил несколько часов на эту задачу? smile.gif
Надеюсь, не совсем зря..
{Search for Boa crossings, matrix method}
{by Lapp}

const
m=100; n=100;

var
Z:array[-m..m,-n..n]of byte;
x,y,dx,dy,e,l,b:integer;
s:string;
c:char;
f:file of char;

begin
dx:=1; dy:=0;
x:=0; y:=0;
FillChar(Z,SizeOf(Z),0);
Z[0,0]:=1;
Assign(f,'boa.dat');
Reset(f);
while not EoF(f) do begin
Read(f,c);
c:=UpCase©;
if c in['0'..'9'] then s:=s+c;
if (c in['L','R'])or EoF(f) then begin
Val(s,l,e);
while l>0 do begin
Inc(x,dx);
Inc(y,dy);
if Z[x,y]=1 then begin
WriteLn('Crossing at ',x,',',y);
Halt
end
else Z[x,y]:=1;
Dec(l)
end;
s:='';
case c of
'L':begin b:=dx; dx:=-dy; dy:=b end;
'R':begin b:=dx; dx:=dy; dy:=-b end;
end
end
end;
WriteLn('No crossings')
end.
Malice
Теперь я думаю, как говорится, тема раскрыта smile.gif Я б вчера ответил и поговорил на эту тему, но, блин, пошел ребенка укладывать и сам заснул lol.gif Но все же для меня вопрос остался открыт: как правильно представить удава - в векторном виде (тогда имеются общие точки в углах и начало в точке 0х0) или кубиками (тогда по идее 0х0 не занята (хотя в последнем примере ты ее занял, что не дало пройти тест by Michael_Rybak 10L10L10L20) и отрезки друг к другу прикасаются, но общих точек не имеют.. Наверно правилен матричный способ (я сначала тоже векторным начал (к рекурсии свалился smile.gif ) и на нем остановиться, жаль только с размерностью неуниверсально получается sad.gif
Michael_Rybak
Я считаю, что нужно строго определить самопересечение, и тогда проблем не будет smile.gif Простите если слишком кратко, но мне кажется что ОП мог бы потрудиться и уточнить.
Lapp
Мужики, не драматизируйте ситуацию. Не забывайте - пространство сеточное, дискретное! Любое пресечение - это наличие общих точек (то есть занятие одной точки дважды), и наоборот. Не вижу смысла в уточнении понятия касания.
Я упускаю что-то? что-то важное?..
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.