Есть один код.
{$N+}
Uses Graph,Crt;
Type type_mayat=record {tip mayatnika}
DlinaNiti:real;
MassaNiti:real;
MassaSharika:real;
RadiusSharika:real;
a_begin,a_new,a_old:real;
J,w0:real;
end;
Var
p_menu:pointer;

Var T, curr_t: Integer;
main_mayat:type_mayat; {Maytnik}
dT,fT,g,b:real;{Shag po vremeni, Polnoe vremya, g, koef triniya}
tmp_1:integer; {svobodnie peremennie}
tmp_2,tmp_3,tmp_4,tmp_5:real;{svobodnie peremennie}
Key:char;
graphtmp2,graphtmp3:integer; {graficheskie peremenie}

Procedure GraphOn; {vklyuchenie graphiki}
Var
Gd,Gm,ErrorCode:integer;
Begin
Gd:=detect;
initgraph(Gd,Gm,'d:\pascal\bgi');
ErrorCode:=GraphResult;
if ErrorCode <> grOk then
begin
WriteLn('oshibka:');
WriteLn(GraphErrorMsg(ErrorCode));
Halt(1);
end;
End;

Procedure GraphOff;{Otklu4enie graphiki}
Begin
CloseGraph;
End;

Procedure mayatnik(DlinaNiti_:integer;
MassaNiti_,MassaSharika_,RadiusSharika_,a_begin_:real);
Begin
with main_mayat do
begin
DlinaNiti:=DlinaNiti_;
MassaNiti:=MassaNiti_;
MassaSharika:=MassaSharika_;
RadiusSharika:=RadiusSharika_;
a_begin:=a_begin_;
a_new:=a_begin_;
J:=(1/3)*MassaNiti*sqr(DlinaNiti)+MassaSharika*(2/5*sqr(RadiusSharika)+sqr(DlinaNiti));
w0:=sqrt(g*(MassaSharika*DlinaNiti+MassaNiti*DlinaNiti/2)/J);
{vi4islenie sobstvennoi 4astoti}
end;
End;

Procedure dvizh_mayat; {phizika mayatnika}

Var

costmp:double;

Begin

with main_mayat do

begin

a_old:=a_new;

a_new:=a_begin*cos(w0*fT);{novii ugol mayatnika}

if a_begin>0 then

begin

costmp:=cos(a_begin)+(b*DlinaNiti*sqr(a_new-a_old))/(dT*MassaSharika*g);

{vi4islenie novogo cos ugla amplitudi}

if (costmp<>0) then

a_begin:=arctan(sqrt(1-sqr(costmp))/costmp);

{vi4islenie novoi amplitudi}

end

else a_begin:=0;

fT:=fT+dT;

end;

End;



Procedure ris_mayat; {risovanie mayatnika}

Var

xNow,yNow:real;

Begin

with main_mayat do

begin

xNow:=graphtmp2+DlinaNiti*cos(a_new-pi/2);

yNow:=21-DlinaNiti*sin(a_new-pi/2);

setfillstyle(0,0);

bar(graphtmp2-round(DlinaNiti+RadiusSharika),21,

graphtmp2+round(DlinaNiti+RadiusSharika),21+round(DlinaNiti+RadiusSharika));

setcolor(7);

setlinestyle(0,0,3);

line(graphtmp2,21,round(xNow),round(yNow));

setlinestyle(0,0,1);

setcolor(1);

setfillstyle(1,1);

fillellipse(round(xNow),round(yNow),

round(RadiusSharika),round(RadiusSharika));

end;

End;



Begin

GraphOFF;

writeln('vvedite dlinu niti (recom. 250)');

readln(tmp_1);

writeln('vvedite massu niti (recom. 20)');

readln(tmp_2);

writeln('vvedite massu sharika (recom. 30)');

readln(tmp_3);

writeln('vvedite radis sharika (recom. 15)');

readln(tmp_4);

writeln('vvedite ugol otklonenia (recom. 0.5)');

readln(tmp_5);

writeln('vvedite shag po vremeni (recom. 0.1)');

readln(dT);

GraphOn;

b:=0.1;

fT:=0;

Key:=#0;

g:=9.8;

GraphOn;

graphtmp2:=round(getmaxx/2);

graphtmp3:=round(getmaxx/3);

cleardevice;

mayatnik(tmp_1,tmp_2,tmp_3,tmp_4,tmp_5);

setcolor(15);

setfillstyle(3,15);

bar(graphtmp3,0,2*graphtmp3,20);

line(graphtmp3,20,2*graphtmp3,20);

repeat

if(main_mayat.a_begin<>0)then

begin

dvizh_mayat;

ris_mayat;

delay(500);


inc(T); if T = 10 then begin

T := 0; inc(curr_t);

putpixel(curr_t,

(getmaxy - 240) + trunc(180 * cos(main_mayat.a_new)),

red );

end;
end;



if keypressed then key:=readkey;

until (key=#27);

GraphOff;

End.

Взял его на вашем же форуме. Возник вопрос, на который я не могу ответить, и очень надеюсь на вашу помощь. Почему вычисление собственной частоты маятника выглядит здесь таким образом?

J :=(1/3)*MassaNiti*sqr(DlinaNiti)+MassaSharika*(2/5*sqr(RadiusSharika)+sqr(DlinaNiti));
w0:=sqrt(g*(MassaSharika*DlinaNiti+MassaNiti*DlinaNiti/2)/J);

Поясните, пожалуйста, очень нужно.