Цитата(Vinchkovsky @ 25.03.2009 23:15) 

  О шестернях более-менее понял, но потом представил другую картину - как на рисунке. Допустим, я стою на черной точке (планете?) и смотрю на зеленую. И тогда я отдаляюсь-приближаюсь к последней, но мне кажется, что это она на самом деле кружит вокруг меня, а не я ;)
 Ну а далее уже ясно, ускорение - это граница, в нашем случае,  пророста (розовый) вектора (синего) на время - или производная b=dw
синий/dt (1). Тогда  при повороте на угол d(fi)  прирост вектора приближается к соотв. дуге: прирост=2*pi*R*(d(fi)/(2*pi))=R*d(fi)=w
синий*d(fi)
Подставляем в формулу (1), и d(fi)/dt даст второе угловое ускорение 

Я отвечаю в теме про вращение.  Извиняюсь за возврат к вроде бы и законченной теме, но я хочу, чтоб ты полностью разобрался.  Задача решается за четверть секунды без всякой бумаги.  Все, что нужно - хорошее пространственное воображение (способность представить картинку в уме) и абстрактное мышление (способность видеть общее в разных вещах и переносить это общее с одного на другое).  Мое объяснение займет, конечно, значительно больше, чем четверть секунды.  Но если ты его поймешь, ты сможешь сохранить себе немало времени и усилий в будущем.
Итак, два тела вращаются вокруг взаимно перпендикулярных осей.  Найти угловое ускорение второго тела в системе первого.
Первое.
На первый взгляд может показаться странным, что в ответе может фигурировать 
отличное от нуля число.  Первая модель, которая сама по себе приходит в башку - это заменить все "угловые" переменные на обычные линейные (угловые скорости - на обычные скорости, угловые ускорения - на обычные ускорения).  И тогда следует тривиальный ответ: ускорение второго тела в системе первого равно нулю.  И этот ответ верный (для линейных скоростей и ускорений).  Но сразу возникает подозрение, что задача не может решаться ТАК просто, и мозг начинает искать подвох, а точнее - ошибку в рассуждениях с заменой вращения на линейное движение.
Ошибка находится довольно быстро.  Она состоит в том, что СО, связанная с линейно движущимся с постоянной скоростью телом - это инерциальная СО.  А СО, связанная с вращающимся телом - это явно НЕинерциальная СО.  Все - этого рассуждения достаточно, чтоб отбросить первую, неудачную, "модель" и начать вникать глубже.
Второе.
Когда не совсем понятно, что делать дальше, нужно попытаться "вжиться в образ", представить себе происходящее как можно нагляднее.  Этот прием не универсален, он не приносит успеха в некоторых областях физики (например, в квантовой механике), но для классической механики работает хорошо.  Я люблю космическую тематику (намек на пример мисс_граффити), но все же это экзотика (все мы знаем про вращение небесных тел, но никто его никогда не видел: и Луна, и Солнце, и звезды - все они стоят на небе для нас), и я рекомендую использовать более привычные образы для моделей.  Лично я всегда, когда приходится переходить во вращающуюся СО, представляю себе карусель - обычную, из парка, с лошадками 

.
Итак, первое из тел найдено, оно вращается вокруг вертикальной оси.  Перейти в его СО "не просто, а очень просто" - достаточно купить билет на карусель.  Теперь надо найти второе тело.  Ищем тело, которое вращается вокруг горизонтальной (перпендикуляр к вертикали) оси.  Это снова вроде бы несложно - любое колесо проезжающего мимо (прямо и с постоянной скоростью) автомобиля.  Помогает это нам?  Как-то не очень.. 

И вот тогда, продолжая настойчиво искать правильный образ, мы приходим к модели конических шестеренок (см. рисунок выше).  Причем, нижняя из них - эта все та же карусель, на которую мы встанем - в самый центр.  И что мы видим?  Мы видим, что, закрепленная на неподвижной оси вторая шестерня вдруг начала бегать вокруг нас.  С какой скоростью?  Со скоростью -w
1.  И вместе с ней как бы бегает вокруг нас ее 
вектор угловой скорости, 
w2.  Да-да, этот вектор мы можем представлять как нечто материальное (некую такую палку со стрелкой на конце).  И теперь мы 
наглядно видим, что вектор это 
изменяется - а именно, поворачивается.  Он указывает на север, потом плавно переходит к востоку, потом на юг, запад - и снова на север, восток...  Он поворачивается точно так же, как, например, вектор 
R, проведенный от центра карусели до центра второй шестерни.  И то, и другое - векторы, и с математической точки зрения они 
неотличимы.  Да, каждый из них представляет свою физическую величину, эти величины различны по физическому смысле, но, повторяю, математически они есть два вектора - и ничто более.  Причем, два вектора, ведущие себя одинаковым образом: они оба вращаются.
Вот тут как раз и понадобится та самая абстрактность мышления, о которой я упомянул выше.  Далее - фокус, следи за руками.
Нам нужно угловое ускорение?  Да.  Это есть производная вектора угловой скорости?  Да.  Но мы знаем, что производная вектора 
R равна:
d
R/dt = 
V = -
w1 x 
RТо есть, словами: нужно умножить вектор угловую скорость на 
R - и мы получим его производную.  Но, как мы сказали выше, наши векторы 
R и 
w2 неотличимы с точки зрения математики.  Так давайте же сделаем чисто 
математическое действие: умножим 
w1 на 
w2:
d
w2/dt = -
w1 x 
w2 = 
a21.
Результирующий вектор 
a представляет собой производную вектора 
w2 в СО первого тела.  И это есть ответ к нашей задаче.
Ну, что, ты заметил, в какой момент фокусник применил ловкость рук?  

  С одной стороны - в момент подмены векторов.  С другой - а что тут такого?  Если, например, ботинки и шляпа стоят одинаково - для твоего бюджета нет никакой разницы, что именно ты выберешь купить.  Или, скажем, неважно, что именно провезти в багаже на самолете - швейную машинку или комьютер, если они весят одинаково.  Вектор представляет собой направленный отрезок, складывающийся с себе подобными по правилу параллелограмма.  Вектор изменяется - дифференциал изменения вычисляется (снова в соответствии с правилом параллелограмма), делится на дифференциал времени.  Главное - не складывать метры с секундами, лампочки с апельсинами.  Но если величины ведут себя аналогично - результаты математических операций над ними тоже будут аналогичны, будь то лампочки или апельсины
Математика - это не физика, и даже не часть ее.  Это ее инструмент.  Математика - абсолютно абстрактная наука.  В отличие от физики, она имеет дело не с реальными понятиями, а с абстрактными.  Никто не видел единицу, или, скажем, миллион.  Никто не видел синус.  Эти понятия именно хороши своей абстрактностью.  Чтоб не выдумывать отдельно арифметику для лампочек и для апельсинов.  Чтобы, обучившись на одном, уметь оперировать с другим.  Математические модели совершенно разных явлений часто совпадают.  Показанное выше - всего лишь частный пример.  То же самое можно сказать, например и про гидродинамику и электростатику - не целиком, но во многих аспектах.  Если мы видим, что исходные данные задачи аналогичны - зачем повторять уже сделанные вычисления?  Зачем заново подсчитывать апельсины? 

  Подчеркиваю, что это, хоть я и назвал фокусом, на самом деле - 
не фокус, а вполне законное применение математики.
Итак, теперь еще раз коротко решение задачи.
В системе первого тела вектор угловой скорости второго, 
w2, вращается с угловой скоростью -
w1.  Его производная вычислится аналогично производной радиус-вектора и будет равна -
w1x
w2.  Все.