IPB
ЛогинПароль:

> Прочтите прежде чем задавать вопрос!

1. Заголовок темы должен быть информативным. В противном случае тема удаляется ...
2. Все тексты программ должны помещаться в теги [code=pas] ... [/code], либо быть опубликованы на нашем PasteBin в режиме вечного хранения.
3. Прежде чем задавать вопрос, см. "FAQ", если там не нашли ответа, воспользуйтесь ПОИСКОМ, возможно такую задачу уже решали!
4. Не предлагайте свои решения на других языках, кроме Паскаля (исключение - только с согласия модератора).
5. НЕ используйте форум для личного общения, все что не относится к обсуждению темы - на PM!
6. Одна тема - один вопрос (задача)
7. Проверяйте программы перед тем, как разместить их на форуме!!!
8. Спрашивайте и отвечайте четко и по существу!!!

 
 Ответить  Открыть новую тему 
> Двумерные массивы
сообщение
Сообщение #1





Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Задача на мой взгляд не простая поэтому и лбращаюсь за помощью.
Дана матрица,записанная в текстовый файл.Сдвинуть элементы заданной матрицы в пределах каждого слоя на одну позицию по часовой стрелке.Первый слой образуется из элементов находящихся по периметру матрицы,второй по периметру оставшейся подматрицы и т.д. до заполнения всей матрицы.Полученную матрицу дописать в файл.На экране расскрасить слои разными цветами.
Если есть возможность помогите пожалуйста.
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #2


Гость






Что именно вызывает затруднения? Чтение матрицы из файла? Поворот по часовой стрелке? ДОзапись в файл? раскрашивание разными цветами разных "слоев"?

Не может же быть, чтобы НИЧЕГО вообще не получалось?
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #3





Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Поворот слоев.
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #4


Гость






const
num_row = 5;
num_col = num_row;

type
mx = array[1 .. num_row, 1 .. num_col] of integer;

procedure print(const arr: mx);
var i, j: integer;
begin
for i := 1 to num_row do begin

for j := 1 to num_col do
write(arr[i, j]:4);
writeln;

end;
writeln;

end;

procedure rotate_layer(var arr: mx; const n: integer);
var
buf: array[1 .. num_row * num_col] of integer;
count: integer;

function in_buffer(save: boolean; var X: integer): integer;
begin
inc(count);

if save then buf[count] := X
else X := buf[count];

in_buffer := 1;
end;

var
T, i, j: integer;
cycle: boolean;
begin
if n > (num_row div 2) then exit;

// Цикл будет выполнен 2 раза: сначала при cycle = true, потом при cycle = false
// Первый проход (при cycle = true) - это запись элементов, составляющих "слой"
// в буферный массив (in_buffer при первом параметре = true сохраняет значение).
// На втором проходе будет выполнена обратная процедура: на те же позиции
// в матрицу вернется содержимое буфера.

// А для того, чтобы не делать пустую работу (что сохранили, то и восстановить?
// Какой смысл в этом, "слой" же надо повернуть), сам буфер "прокручивается",
// см. комментарии ниже по тексту
for cycle := true downto false do begin
count := 0;
i := n; j := n;

while j <= num_col - n do inc(j, in_buffer(cycle, arr[i, j]));
while i <= num_row - n do inc(i, in_buffer(cycle, arr[i, j]));
while j >= n do dec(j, in_buffer(cycle, arr[i, j]));
inc(j); dec(i);

while i > n do dec(i, in_buffer(cycle, arr[i, j]));

// Вот, собственно. Пришли сюда на первой итерации. Значит, массив buf
// уже содержит все элементы, которые в матрице составляют "слой".
// Прокручиваем его, т.е., запоминаем последний, сдвигаем все остальные
// на одну позицию вправо, и возвращаем бывшие последним элемент в первую
// позицию. Если теперь вернуть элементы ТОЧНО В ТОМ ЖЕ ПОРЯДКЕ, как их
// записывали в buf, назад в матрицу, то "слой" окажется повернутым по часовой
// стрелке. Чтобы повернуть ПРОТИВ часовой - надо прокрутить buf в обратном
// направлении: сдвинуть все элементы на 1 левее, а первый перенести в конец.
T := buf[count];
move(buf[1], buf[2], (count - 1)*sizeof(integer));
buf[1] := T;
end;

end;

const
A: mx = (
(1, 2, 3, 4, 5),
(3, 4, 5, 6, 7),
(7, 8, 9, 0, 2),
(2, 7, 4, 9, 1),
(0, 3, 7, 7, 5)
);

begin
print(A);
rotate_layer(A, 2);
print(A);
end.
Идея понятна?

(моя программа работает только с квадратными матрицами, чтобы было проще отслеживать, есть ли слой с переданным номером в матрице, или его нет... Если нужно - сделай НЕквадратную, тогда надо будет поменять условие выхода)

Сообщение отредактировано: volvo -
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #5





Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Вроде ясно.Спасибо.
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #6


Пионер
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 57
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Цитата(volvo @ 21.11.2006 13:45) *



Объясните Пожалуйста, если вам не трудно, принцип работы procedure rotate_layer
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #7


Гость






Добавил немного комментариев. Так понятнее?
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #8


Пионер
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 57
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Цитата(volvo @ 18.04.2011 22:00) *

Добавил немного комментариев. Так понятнее?

А как можно написать эту программу без использования буферного массива?
может быть, как-нить через новые переменные двигать элементы?
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #9


Уникум
*******

Группа: Пользователи
Сообщений: 6 823
Пол: Мужской
Реальное имя: Лопáрь (Андрей)

Репутация: -  159  +


Цитата(Merhaba @ 18.04.2011 22:08) *
А как можно написать эту программу без использования буферного массива?
может быть, как-нить через новые переменные двигать элементы?

Извиняюсь за вторжение..

Можно, конечно. Например, можно делать многократный сдвиг на одну позицию. Это, конечно, сильно увеличит время выполнения, но это общий закон: либо память - либо время.
У меня тоже есть заготовочка на эту тему (без буферного массива), вот тут: и опять матрицы
Если там сделать внешний цикл по значениям k, то получишь то, что надо. Плюс уйти от квадратности.

То есть как-то вот так:
  if n<m then k:= n else k:= m;
k:= k div 2; {это количество слоев}
while k>0 do begin {цикл с уменьшением числа слоев дает нужный сдвиг каждого слоя}
for i:=1 to k do begin {цикл по слоям, от внешнего к внутреннему}
b:= a[i,i]; {сохраняем левый верхний элемент}
for j:=i to n-i do a[j,i]:= a[j+1,i]; {поэлементно двигаем левую сторону слоя вверх на одну позицию}
for j:=i to m-i do a[n-i+1,j]:= a[n-i+1,j+1]; {двигаем нижнюю сторону влево}
for j:=n-i downto i do a[j+1,m-i+1]:= a[j,m-i+1]; {двигаем правую сторону вниз}
for j:=m-i downto i+1 do a[i,j+1]:= a[i,j]; {двигаем верхнюю сторону вправо кроме последнего элемента}
a[i,i+1]:= b {кладем сохраненный элемент во вторую позицию верхней стороны слоя}
end;
Dec(k) {уменьшаем количество сдвигаемых слоев}
end;


--------------------
я - ветер, я северный холодный ветер
я час расставанья, я год возвращенья домой
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #10


Пионер
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 57
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Цитата(Lapp @ 19.04.2011 3:40) *

Извиняюсь за вторжение..

Можно, конечно. Например, можно делать многократный сдвиг на одну позицию. Это, конечно, сильно увеличит время выполнения, но это общий закон: либо память - либо время.
У меня тоже есть заготовочка на эту тему (без буферного массива), вот тут: и опять матрицы
Если там сделать внешний цикл по значениям k, то получишь то, что надо. Плюс уйти от квадратности.

То есть как-то вот так:
  if n<m then k:= n else k:= m;
k:= k div 2; {это количество слоев}
while k>0 do begin {цикл с уменьшением числа слоев дает нужный сдвиг каждого слоя}
for i:=1 to k do begin {цикл по слоям, от внешнего к внутреннему}
b:= a[i,i]; {сохраняем левый верхний элемент}
for j:=i to n-i do a[j,i]:= a[j+1,i]; {поэлементно двигаем левую сторону слоя вверх на одну позицию}
for j:=i to m-i do a[n-i+1,j]:= a[n-i+1,j+1]; {двигаем нижнюю сторону влево}
for j:=n-i downto i do a[j+1,m-i+1]:= a[j,m-i+1]; {двигаем правую сторону вниз}
for j:=m-i downto i+1 do a[i,j+1]:= a[i,j]; {двигаем верхнюю сторону вправо кроме последнего элемента}
a[i,i+1]:= b {кладем сохраненный элемент во вторую позицию верхней стороны слоя}
end;
Dec(k) {уменьшаем количество сдвигаемых слоев}
end;



Спасибо Вам Большое за помощь!!!
а как можно переделать код, где 1-ый слой будет сдвигаться на к элементов, 2-ой на к-1 элементов, .... , где к - число слоев ?
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #11


Уникум
*******

Группа: Пользователи
Сообщений: 6 823
Пол: Мужской
Реальное имя: Лопáрь (Андрей)

Репутация: -  159  +


Цитата(Merhaba @ 19.04.2011 6:47) *
а как можно переделать код, где 1-ый слой будет сдвигаться на к элементов, 2-ой на к-1 элементов, .... , где к - число слоев ?
Что переделать??
Ты читай ВНИМАТЕЛЬНО, что тебе пишут.
А заодно, запусти код и посмотри, что он делает.
И тогда, может, не будешь спрашивать, как сделать то, что уже сделано..


--------------------
я - ветер, я северный холодный ветер
я час расставанья, я год возвращенья домой
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #12


Пионер
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 57
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Цитата(Lapp @ 19.04.2011 6:54) *

Что переделать??
Ты читай ВНИМАТЕЛЬНО, что тебе пишут.
А заодно, запусти код и посмотри, что он делает.
И тогда, может, не будешь спрашивать, как сделать то, что уже сделано..


Объясните Пожалуйста, что такое Dec(k) ?
Я просто больше пишу проги на Java, чем на Паскале... немного подзабыл

Сообщение отредактировано: Merhaba -
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #13


Уникум
*******

Группа: Пользователи
Сообщений: 6 823
Пол: Мужской
Реальное имя: Лопáрь (Андрей)

Репутация: -  159  +


Цитата(Merhaba @ 20.04.2011 21:31) *
Объясните Пожалуйста, что такое Dec(k) ?
Это эквивалентно выражению
k := k-1;

Или, если хочешь, то же самое, что
k-= 1;

на Си или Java.
Dec является сокращение слова decrease (уменьшать). Есть также еще процедура Inc (от increase) для увеличения на единицу.

Цитата
Я просто больше пишу проги на Java, чем на Паскале... немного подзабыл
Нет проблем )


--------------------
я - ветер, я северный холодный ветер
я час расставанья, я год возвращенья домой
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #14


Гость






> Это, конечно, сильно увеличит время выполнения, но это общий закон: либо память - либо время.

В данном случае это не так.

Для того, чтобы сделать циклический сдвиг массива из m элементов на n, надо НОД(m,n) раз сделать такую операцию: взять k-ый элемент (k - это номер операции, то есть мы делаем это сначала для k=0, потом для k=1, и так далее до k=НОД(m,n)-1) и поменять его местами с k+n-ым. Потом k+n-ый поменять с k+n+n b так далее, пока не окажется, что новый элемент, с которым надо менять, имеет индекс k. Вообще в цепочке длины L надо выполнить L-1 обмен. Кстати, L = m / НОД(m,n)

Короче, если грузануть хитрую алгебру, то можно без затрат обойтись без доп.массива.
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #15


Уникум
*******

Группа: Пользователи
Сообщений: 6 823
Пол: Мужской
Реальное имя: Лопáрь (Андрей)

Репутация: -  159  +


Цитата(-TarasBer- @ 21.04.2011 14:42) *
> Это, конечно, сильно увеличит время выполнения, но это общий закон: либо память - либо время.

В данном случае это не так.

Для того, чтобы сделать циклический сдвиг массива из m элементов на n, надо НОД(m,n) раз сделать такую операцию: взять k-ый элемент (k - это номер операции, то есть мы делаем это сначала для k=0, потом для k=1, и так далее до k=НОД(m,n)-1) и поменять его местами с k+n-ым. Потом k+n-ый поменять с k+n+n b так далее, пока не окажется, что новый элемент, с которым надо менять, имеет индекс k. Вообще в цепочке длины L надо выполнить L-1 обмен. Кстати, L = m / НОД(m,n)

Короче, если грузануть хитрую алгебру, то можно без затрат обойтись без доп.массива.

Я в трансе good.gif
Как будет время, попробую реализовать.
Тарас, мож тиснешь для FAQ?

И, пожалуйста, кинь тут свой пост (а не гостя). Я понимаю, что ты не "кармадрочер" (модное словцо с твоей же легкой руки, подхваченное volvo, но я не могу писать его иначе как в кавычках)), но ставить +1 из другой темы - неправильно.. ))



--------------------
я - ветер, я северный холодный ветер
я час расставанья, я год возвращенья домой
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #16


Пионер
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 57
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Цитата(Lapp @ 21.04.2011 11:25) *

Это эквивалентно выражению
k := k-1;

Или, если хочешь, то же самое, что
k-= 1;

на Си или Java.
Dec является сокращение слова decrease (уменьшать). Есть также еще процедура Inc (от increase) для увеличения на единицу.

Нет проблем )


Объясните Пожалуйста, что такое
b:= a[i,i]; 
?
Если переменная, то какого она типа?
И зачем мы сохраняем левый верхний элемент?
Что мы будем выводить на дисплей?

Сообщение отредактировано: Merhaba -
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #17


Злостный любитель
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 755
Пол: Мужской

Репутация: -  62  +


Ну, в данном случае это извращение довольно просто реализуется.
А вот для случая обмена a и 2*a подобное провернуть не удастся (если помнишь ту старую тему), так как задача сводится к задаче дискретного логарифмирования, а она за время разумного порядка не решается. (Это используется в криптографии, кстати).
А слово это не я придумал. Это вроде с какого-то сайтика с развитой системой рейтинга (и вытекающими из неё последствиями) пошло.


--------------------
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #18


Уникум
*******

Группа: Пользователи
Сообщений: 6 823
Пол: Мужской
Реальное имя: Лопáрь (Андрей)

Репутация: -  159  +


Цитата(Merhaba @ 22.04.2011 10:10) *
Объясните Пожалуйста, что такое
b:= a[i,i]; 
?
Если переменная, то какого она типа?
Естественно, b - переменная. Того же типа, что и элементы массива.

Цитата
И зачем мы сохраняем левый верхний элемент?
Ты играл в игру "15" когда нибудь? Ее еще стали называть "пятнашки", хотя это неправильно. Знаешь? такая коробочка, а в ней квадратики с чиселками. Эти квадратики надо перемещать. Там цель - выстроить по порядку, но ты на это забей. Твой случай - это двигать слои. Верно?
Так вот, чтобы двигать, в этой игре есть ПУСТАЯ клетка. На ее место можно передвинуть соседнюю - и тогда освободится соседняя.. И так далее. А если бы не было пустой клетки - как тогда двигать? Никак! Вот поэтому я вынимаю один элемент сначала (кладу в буферную переменную b). А потом, когда процесс сдвига слоя закончен - я кладу ее обратно на нужное место.
Так понятнее?

Цитата
Что мы будем выводить на дисплей?
Сначала - исходный массив. Потом - что получилось..
Ладно, вот тебе, только разберись, пожалуйста.
const
n= 6;
m= 7;

var
a: array [1..n,1..m] of integer;
i,j,k,l,b: integer;

begin
{заполняем}
for i:=1 to n do for j:=1 to m do a[i,j]:= (i-1)*m+j;
WriteLn('before:');
for i:=1 to n do begin
for j:=1 to m do Write(a[i,j]:3);
WriteLn
end;

{двигаем}
if n<m then k:= n else k:= m;
k:= k div 2; {это количество слоев}
while k>0 do begin {цикл с уменьшением числа слоев дает нужный сдвиг каждого слоя}
for i:=1 to k do begin {цикл по слоям, от внешнего к внутреннему}
b:= a[i,i]; {сохраняем левый верхний элемент}
for j:=i to n-i do a[j,i]:= a[j+1,i]; {поэлементно двигаем левую сторону слоя вверх на одну позицию}
for j:=i to m-i do a[n-i+1,j]:= a[n-i+1,j+1]; {двигаем нижнюю сторону влево}
for j:=n-i downto i do a[j+1,m-i+1]:= a[j,m-i+1]; {двигаем правую сторону вниз}
for j:=m-i downto i+1 do a[i,j+1]:= a[i,j]; {двигаем верхнюю сторону вправо кроме последнего элемента}
a[i,i+1]:= b {кладем сохраненный элемент во вторую позицию верхней стороны слоя}
end;
Dec(k)
end;

{выводим}
WriteLn('after:');
for i:=1 to n do begin
for j:=1 to m do Write(a[i,j]:3);
WriteLn
end;
ReadLn
end.


--------------------
я - ветер, я северный холодный ветер
я час расставанья, я год возвращенья домой
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 

 Ответить  Открыть новую тему 
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 





- Текстовая версия 6.10.2024 8:07
500Gb HDD, 6Gb RAM, 2 Cores, 7 EUR в месяц — такие хостинги правда бывают
Связь с администрацией: bu_gen в домене octagram.name