В Турбо Паскале ООП реализовано начиная с версии 5.5.
ООП основано на трех важных принципах, придающих объектам особые свойства и отличающих их от других типов данных. Рассмотрим их:
- Инкапсуляция.
Объединение в единое целое данных и алгоритмов обработки ЭТИХ данных. В результате инкапсуляции и получается новый тип данных - объект. - Наследование.
Возможность использования уже определенных объектов для построения иерархии объектов-потомков. Объект-потомок наследует от родителя ВСЕ поля и методы, и может дополнять объекты новыми полями или заменять их. - Полиморфизм.
Возможность определения единого по имени действия (процедуры или функции), применимого одновременно ко всем объектам иерархии наследования, причем каждый объект может "заказывать" особенность реализации этого действия над "самим собой".
Сначала может показаться, что при описании нет разницы между объектами и записями. На деле разница заключается в том, что при описании объекта в него могут входить заголовки процедур и функций, ведь по определению объект это "Данные+Алгоритмы".
Перефразируя Вирта, можно сказать что: "Алгоритмы+Структуры Данных=Объекты".
Выглядит описание объекта так:
type
T = object
{ переменные, или ПОЛЯ объекта }
...
{ заголовки процедур и функций, или МЕТОДЫ }
end;
Переменные, описанные в объекте называются полями, а процедуры их обработки - методами.
В самом типе объекта описан лишь интерфейс метода (так же, как при написании модуля в разделе INTERFACE мы описываем только заголовки), т.е. способ его вызова. Сам метод описывается в разделе процедур и функций, и заголовок имеет нестандартную форму (перед его именем обязательно указывается имя типа объекта, к которому этот метод принадлежит):
procedure ObjectType.ProcedureName(...);
Т.е <имя_объекта>.<имя_процедуры>
Параметры описываются как обычно, за исключением того, что внутри метода всегда доступны поля объекта непосредственно по их именам. Например:
type
TA = object
a: Integer;
procedure give(x:integer);
end;
{ ... }
procedure TA.give(x: integer);
begin
a := a + x;
end;
Так как задание заголовка метода в описании типа объекта является опережающим описанием, то так же, как при реализации процедур и функций в разделе IMPLEMENTATION, список параметров может опускаться, то есть, такое описание будет полностью аналогично предыдущему:
procedure TA.give;
begin
a := a + x;
end;
Переменные типа "объект" можно создавать как обычно, объявлением в списке переменных (при таком способе для использования экземпляров объектов - переменных объектного типа - в программе, их вызывают так: <имя_объекта>.<имя_метода>):
type TA = object ... end;
var a: TA;
begin
a.give(5);
end.
но большее распространение получил метод их размещения в динамической памяти. Для этого нужно создать дополнительный тип - указатель на объект (в таком случае для обращения к полям или методам объекта указатель надо разыменовать):
type
PTA = ^TA;
TA = object ... end;
var p_a: PTA;
begin
new(p_a);
p_a^.give(5);
end.
Наследование
При описании объекта-наследника (также называемого производным типом), имя его родителя указывается в скобках. Например:
TA =
object
{ поля и методы объекта TA }
end;
TA1 =
object(TA) { потомок TA }
{ ... }
end;
Поля и методы родителя могут появляться в реализации методов наследника, как если бы они были описаны явно в самом наследнике. Процесс наследования является транзитивным: если TB наследуется от TA, а TC в свою очередь - наследник TB, то тип TC также считается наследником TA.
Следует обратить внимание на то, что при наследовании полей в производном типе нельзя объявлять идентификаторы, которые уже использовались в одном их типов-родителей. (На методы это ограничение не распространяется, в случае повторного определения метода он считается переопределенным, и ко всем потомкам будет переходить именно переопределенный метод.)
Из "умения" объектов "наследовать" вытекает правило присваивания для переменных типа "Объект": переменным такого типа можно присваивать не только значения этого же типа, но и значения любого производного типа. Например, при таком определении:
type
TA = object
x: integer;
{...}
end;
TB = object(TA)
y: integer;
{...}
end;
var a: TA; b: TB;
для копирования значения X записанного в переменной b в переменную a достаточно выполнить присваивание:
a := b;
Внимание:
Операция присваивания возможна только таким путем:
"Родитель <-- Наследник"
При этом гарантируется заполнение всех полей типа "Родитель" содержимым соответствующих полей типа "Наследник", так как в "Наследнике" число полей не меньше, чем в родителе. В противном случае могла бы возникнуть неопределенность с "лишними" полями, которых нет в "Родителе".
Операцией присваивания копируются только поля. Методы таким образом не присваиваются...
Использование объектов
Посмотрим теперь на практике, как работать с объектами.
uses crt;
{ Глобальная константа }
const NN = 10;
type
{ это наш массив, на основе которого будем делать объекты }
atype = array[1 .. nn] of integer;
T1 = object
a:atype;
n:integer;
procedure Vec; { процедура ввода массива }
procedure Print; { процедура вывода массива }
end;
T2 = object(T1)
s:integer; { сумма }
procedure Print; { перекроем новым методом, посмотрим результат }
procedure Summ; { посчитаем сумму эл-тов }
end;
{ ---------- теперь опишем методы ------- }
procedure T1.Vec;
var c, i: Integer;
begin
repeat
write('Введите длинну массива n = '); readln(n)
until (N > 0) and (n <= NN);
for i := 1 to n do begin
write('a[',i,'] = '); readln(a[i])
end
end;
{ ----- }
procedure T1.Print;
var i: Integer;
begin
WriteLn;
for i := 1 to n do write(a[i]:6);
WriteLn
end;
{ ----- }
procedure T2.Print;
var F:text; fn:string; i:integer;
begin
Writeln('Введите имя файла для записи туда массива');
ReadLn(fn); Assign(f, fn); ReWrite(f);
for i := 1 to n do WriteLn(f,a[i]);
Close(f)
end;
{ ----- }
procedure T2.Summ;
var i: integer;
begin
s := 0;
for i := 1 to n do s := s + a[i];
end;
{ ----- }
var
b: T1; c: T2;
begin
{
Теперь проверим работу объектов. При вызове Т2, должны быть доступны
ВСЕ методы объекта родителя, т.е. Т1, но метод PRINT перекрывается
}
с.Vec;
b.Print;
c.Print;
c.Summ;
end.
Итак, рассмотрим эту программу. Это первая наша программа с объектами.
В ней есть 2 объекта - родитель Т1 и потомок Т2.
Я специально сделал так, чтобы в них были методы (процедуры) с одинаковыми именами. Обратите внимание, что мы не описывали в Т2 процедуру Vec, однако, при вызове:
c.Vec
метод заработал. Это произошло, потому что объект T2 является потомком Т1, и он знает все методы и данные своего родителя Т1. И наоборот Т1 не знает, что есть процедура Summ.
На этом примере мы также убедились, что при перекрытии работает тот метод, который был описан позднее (т.е. метод потомка, а не родителя).
То есть при вызове C.Print пошла запись в файл, а не на экран монитора, как есть в методе родителя. Таким образом, при наследовании объект-потомок наследует все методы родителя и перекрывает одноименные.