Цитата(Vinchkovsky @ 25.03.2009 23:15)
О шестернях более-менее понял, но потом представил другую картину - как на рисунке. Допустим, я стою на черной точке (планете?) и смотрю на зеленую. И тогда я отдаляюсь-приближаюсь к последней, но мне кажется, что это она на самом деле кружит вокруг меня, а не я ;)
Ну а далее уже ясно, ускорение - это граница, в нашем случае, пророста (розовый) вектора (синего) на время - или производная b=dw
синий/dt (1). Тогда при повороте на угол d(fi) прирост вектора приближается к соотв. дуге: прирост=2*pi*R*(d(fi)/(2*pi))=R*d(fi)=w
синий*d(fi)
Подставляем в формулу (1), и d(fi)/dt даст второе угловое ускорение
Я отвечаю в теме про вращение. Извиняюсь за возврат к вроде бы и законченной теме, но я хочу, чтоб ты полностью разобрался. Задача решается за четверть секунды без всякой бумаги. Все, что нужно - хорошее пространственное воображение (способность представить картинку в уме) и абстрактное мышление (способность видеть общее в разных вещах и переносить это общее с одного на другое). Мое объяснение займет, конечно, значительно больше, чем четверть секунды. Но если ты его поймешь, ты сможешь сохранить себе немало времени и усилий в будущем.
Итак, два тела вращаются вокруг взаимно перпендикулярных осей. Найти угловое ускорение второго тела в системе первого.
Первое.
На первый взгляд может показаться странным, что в ответе может фигурировать
отличное от нуля число. Первая модель, которая сама по себе приходит в башку - это заменить все "угловые" переменные на обычные линейные (угловые скорости - на обычные скорости, угловые ускорения - на обычные ускорения). И тогда следует тривиальный ответ: ускорение второго тела в системе первого равно нулю. И этот ответ верный (для линейных скоростей и ускорений). Но сразу возникает подозрение, что задача не может решаться ТАК просто, и мозг начинает искать подвох, а точнее - ошибку в рассуждениях с заменой вращения на линейное движение.
Ошибка находится довольно быстро. Она состоит в том, что СО, связанная с линейно движущимся с постоянной скоростью телом - это инерциальная СО. А СО, связанная с вращающимся телом - это явно НЕинерциальная СО. Все - этого рассуждения достаточно, чтоб отбросить первую, неудачную, "модель" и начать вникать глубже.
Второе.
Когда не совсем понятно, что делать дальше, нужно попытаться "вжиться в образ", представить себе происходящее как можно нагляднее. Этот прием не универсален, он не приносит успеха в некоторых областях физики (например, в квантовой механике), но для классической механики работает хорошо. Я люблю космическую тематику (намек на пример мисс_граффити), но все же это экзотика (все мы знаем про вращение небесных тел, но никто его никогда не видел: и Луна, и Солнце, и звезды - все они стоят на небе для нас), и я рекомендую использовать более привычные образы для моделей. Лично я всегда, когда приходится переходить во вращающуюся СО, представляю себе карусель - обычную, из парка, с лошадками
.
Итак, первое из тел найдено, оно вращается вокруг вертикальной оси. Перейти в его СО "не просто, а очень просто" - достаточно купить билет на карусель. Теперь надо найти второе тело. Ищем тело, которое вращается вокруг горизонтальной (перпендикуляр к вертикали) оси. Это снова вроде бы несложно - любое колесо проезжающего мимо (прямо и с постоянной скоростью) автомобиля. Помогает это нам? Как-то не очень..
И вот тогда, продолжая настойчиво искать правильный образ, мы приходим к модели конических шестеренок (см. рисунок выше). Причем, нижняя из них - эта все та же карусель, на которую мы встанем - в самый центр. И что мы видим? Мы видим, что, закрепленная на неподвижной оси вторая шестерня вдруг начала бегать вокруг нас. С какой скоростью? Со скоростью -w
1. И вместе с ней как бы бегает вокруг нас ее
вектор угловой скорости,
w2. Да-да, этот вектор мы можем представлять как нечто материальное (некую такую палку со стрелкой на конце). И теперь мы
наглядно видим, что вектор это
изменяется - а именно, поворачивается. Он указывает на север, потом плавно переходит к востоку, потом на юг, запад - и снова на север, восток... Он поворачивается точно так же, как, например, вектор
R, проведенный от центра карусели до центра второй шестерни. И то, и другое - векторы, и с математической точки зрения они
неотличимы. Да, каждый из них представляет свою физическую величину, эти величины различны по физическому смысле, но, повторяю, математически они есть два вектора - и ничто более. Причем, два вектора, ведущие себя одинаковым образом: они оба вращаются.
Вот тут как раз и понадобится та самая абстрактность мышления, о которой я упомянул выше. Далее - фокус, следи за руками.
Нам нужно угловое ускорение? Да. Это есть производная вектора угловой скорости? Да. Но мы знаем, что производная вектора
R равна:
d
R/dt =
V = -
w1 x
RТо есть, словами: нужно умножить вектор угловую скорость на
R - и мы получим его производную. Но, как мы сказали выше, наши векторы
R и
w2 неотличимы с точки зрения математики. Так давайте же сделаем чисто
математическое действие: умножим
w1 на
w2:
d
w2/dt = -
w1 x
w2 =
a21.
Результирующий вектор
a представляет собой производную вектора
w2 в СО первого тела. И это есть ответ к нашей задаче.
Ну, что, ты заметил, в какой момент фокусник применил ловкость рук?
С одной стороны - в момент подмены векторов. С другой - а что тут такого? Если, например, ботинки и шляпа стоят одинаково - для твоего бюджета нет никакой разницы, что именно ты выберешь купить. Или, скажем, неважно, что именно провезти в багаже на самолете - швейную машинку или комьютер, если они весят одинаково. Вектор представляет собой направленный отрезок, складывающийся с себе подобными по правилу параллелограмма. Вектор изменяется - дифференциал изменения вычисляется (снова в соответствии с правилом параллелограмма), делится на дифференциал времени. Главное - не складывать метры с секундами, лампочки с апельсинами. Но если величины ведут себя аналогично - результаты математических операций над ними тоже будут аналогичны, будь то лампочки или апельсины
Математика - это не физика, и даже не часть ее. Это ее инструмент. Математика - абсолютно абстрактная наука. В отличие от физики, она имеет дело не с реальными понятиями, а с абстрактными. Никто не видел единицу, или, скажем, миллион. Никто не видел синус. Эти понятия именно хороши своей абстрактностью. Чтоб не выдумывать отдельно арифметику для лампочек и для апельсинов. Чтобы, обучившись на одном, уметь оперировать с другим. Математические модели совершенно разных явлений часто совпадают. Показанное выше - всего лишь частный пример. То же самое можно сказать, например и про гидродинамику и электростатику - не целиком, но во многих аспектах. Если мы видим, что исходные данные задачи аналогичны - зачем повторять уже сделанные вычисления? Зачем заново подсчитывать апельсины?
Подчеркиваю, что это, хоть я и назвал фокусом, на самом деле -
не фокус, а вполне законное применение математики.
Итак, теперь еще раз коротко решение задачи.
В системе первого тела вектор угловой скорости второго,
w2, вращается с угловой скоростью -
w1. Его производная вычислится аналогично производной радиус-вектора и будет равна -
w1x
w2. Все.