IPB
ЛогинПароль:

> Прочтите прежде чем задавать вопрос!

1. Заголовок темы должен быть информативным. В противном случае тема удаляется ...
2. Все тексты программ должны помещаться в теги [code=pas] ... [/code], либо быть опубликованы на нашем PasteBin в режиме вечного хранения.
3. Прежде чем задавать вопрос, см. "FAQ", если там не нашли ответа, воспользуйтесь ПОИСКОМ, возможно такую задачу уже решали!
4. Не предлагайте свои решения на других языках, кроме Паскаля (исключение - только с согласия модератора).
5. НЕ используйте форум для личного общения, все что не относится к обсуждению темы - на PM!
6. Одна тема - один вопрос (задача)
7. Проверяйте программы перед тем, как разместить их на форуме!!!
8. Спрашивайте и отвечайте четко и по существу!!!

 
 Ответить  Открыть новую тему 
> умножение кв. матриц
сообщение
Сообщение #1


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 49
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


Условие и состоит в том что бы перемножить 2 квадратные матрицы
program ymnoz_matr_on_matr;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses
SysUtils,
windows;

const
n=3;
m=3;
r=3;
type
TElem=integer;
TMatrixA=array [1..n,1..n] of TElem;
TMAtrixB=array[1..m,1..m] of TElem;
TMatrixC=array[1..r,1..r] of TElem;
var
A: TMatrixA;
B: TMAtrixB;
C: TMAtrixC;

procedure input_matrixs (var A: TMatrixA;n: TElem;var B: TMAtrixB;m: TElem);
var i,j,k,l: integer;
begin
writeln('введите матрицу А');
for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to n do
read(A[i,j]);
readln
end;
writeln('введите матрицу B');
for k:=1 to m do
begin
for l:=1 to m do
read(B[k,l]);
readln
end;
end;

procedure Ym_matr_on_matr(A: TMatrixA;B: TMatrixB;var C: TMatrixC;r: TElem);// умножение матриц
var p,f: integer;
//---------
function Scalar_Vector_A_on_Vector_B (Row,Col: integer): TElem;//умножение строки Row матрицы А и столбца Col матрицы B
var i,j: integer;
begin
result:=0;
i:=0;
for j:=1 to n do
inc(i);
result:=A[Row,j]*B[i,Col]+result;
end;

begin
for p:=1 to r do
begin
for f:=1 to r do
C[p,f]:= Ym_matr_on_matr(i,j);
end;

procedure print_matrixC (C: TMatrixC;r: TElem);
var
p,f: integer;
begin
writeln('матрица С');
for p:=1 to r do
begin
for f:=1 to r do
write(C[p,f],' ');
writeln
end;
end;

begin
SetConsoleCP(1251);
SetConsoleOutputCP(1251);
input_matrixs(A,n,B,m);
Ym_matr_on_matr(A,B,C,r);
print_matrixC(C,r);
readln
end.


запутался в функции (и процедуре). Идея в том что бы умножить 1 строку и 1 столбец матриц , а потом создать цикл обхода по двум матрицам и использовать вспомогательную функцию.
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #2


Бывалый
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 168
Пол: Мужской

Репутация: -  3  +


Цитата(Insomnia @ 6.06.2011 20:57) *

Условие и состоит в том что бы перемножить 2 квадратные матрицы
запутался в функции (и процедуре). Идея в том что бы умножить 1 строку и 1 столбец матриц , а потом создать цикл обхода по двум матрицам и использовать вспомогательную функцию.

не понимаю зачем использовать 3 константы с одними и тем же значениями? зачем создать тип интегер если он уже существует?
вот умножение двух квадратных матриц:

Uses Crt;
const Nmax=10; //ранг матрицы не больше 10
type matrice=array[1..Nmax,1..Nmax] of integer;
var a,c,b:matrice; i,j:byte; N:1..Nmax;
procedure Multiply(var a,b:matrice);
var i,j,k:byte;
begin
for i:=1 to N do
for j:=1 to N do
for k:=1 to N do
C[i,j]:=C[i,j]+a[i,k]*b[k,j]; //умножаем
end;
procedure Print(var a:matrice); //выводим на экран
var i,j:byte;
begin
for i:=1 to N do
begin
for j:=1 to N do
write(a[i,j],' ');
writeln;
end;
end;
Begin ClrScr;
readln(N);
writeln('A');
for i:=1 to N do
for j:=1 to N do
readln(a[i,j]);
writeln('B');
for i:=1 to N do
for j:=1 to N do
readln(b[i,j]);
Multiply(a,b);
Print©;
readln;
end.


 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #3


Гуру
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 013
Пол: Мужской
Ада: Разработчик
Embarcadero Delphi: Сторонник
Free Pascal: Разработчик

Репутация: -  627  +


Цитата
Условие и состоит в том что бы перемножить 2 квадратные матрицы
, тогда ты сам себя запутал:

Цитата
const
n=3;
m=3;
r=3;
type
TElem=integer;
TMatrixA=array [1..n,1..n] of TElem;
TMAtrixB=array[1..m,1..m] of TElem;
TMatrixC=array[1..r,1..r] of TElem;
var
A: TMatrixA;
B: TMAtrixB;
C: TMAtrixC;

Это все ни к чему. Квадратные матрицы могут быть перемножены только тогда, когда имеют одинаковый размер, поскольку для перемножения матриц нужно, чтоб количество столбцов первой равнялось количеству строк второй. Если будут квадратные матрицы разного размера - их произведения не существует.

Описывай нормально:
const
n = 3;
type
TElem = integer;
TMatrix = array[1 .. n, 1 .. n] of TElem;
var
A, B, C : TMatrix;
Ну, а сама процедура - вот так:

procedure Mult(A, B : TMatrix; var C : TMatrix);

function ScalarVecA_VecB (RowA, ColB : integer) : TElem;
var i : integer;
begin
result := 0;
for i := 1 to n do
result := result + A[RowA, i] * B[i, ColB];
end;

var
i, j : integer;

begin
for i := 1 to n do
for j := 1 to n do
C[i, j] := ScalarVecA_VecB(i, j);
end;
, хотя вот тут: Массивы. Матрицы. Типичные задачи. Олег выкладывал перемножение квадратных, а я - "сцепленных" матриц... Можно было бы и воспользоваться...

Добавлено через 1 мин.
Цитата
зачем создать тип интегер если он уже существует?
Затем, чтобы потом одним движением перейти к работе с вещественной матрицей. Ага? Или с комплексной... Или с любой другой. Меняешь тип, и все, больше ничего менять не надо... В крайнем случае - перегрузить операторы сложения/умножения...

Update:

Цитата
не понимаю зачем использовать 3 константы с одними и тем же значениями? зачем создать тип интегер если он уже существует?
А я не понимаю, зачем
1) передавать в процедуру матрицы как Var-параметры, когда они не должны меняться. Специально, чтоб была возможность ошибиться и изменить значение? Не надо. Есть передача по значению, без Var. Если матрицы большие - то можно передать по константной ссылке : Procedure Mult(const A, B : TMatrix). В первом случае даже случайное изменение матрицы не передастся наружу. А во втором это вообще будет невозможно. Компилятор даст по рукам за каждую попытку присвоить какое-то значение константному параметру;

2) использовать глобальные переменные для возвращения результата. Что, очень нравится писать подпрограммы с побочными эффектами? Эта привычка может сослужить плохую службу. Чем меньше подпрограмма влияет на "внешнюю среду" - тем лучше. В идеале она должна общаться с "внешним миром" только через параметры;

3) переменные, описанные локально, описывать также и глобально. Все равно они не используются, преимущество среди всех одноименных переменных - у наиболее вложенной.

4) описывать переменные, которые тебе нужны потом, сразу в начале программы. Чем меньше времени живет переменная (и чем меньше других о ней знают) - тем лучше. Меньше соблазна где-нибудь случайно изменить значение и потом сидеть и искать ошибку. Описывай переменные КАК МОЖНО НИЖЕ по тексту.

Сообщение отредактировано: IUnknown -
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #4


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 49
Пол: Мужской

Репутация: -  0  +


точно. я себе всего много накрутил. почистил, все работает. Правда я никак не могу представить, функция у нас возвращает строку и столбец, которые мы в процедуре заполняем, пробегая по циклу матрицы С, верно? получается что result хранит большое выражение ( " A [RowA, 1] * B [1, ColB] + A [RowA, 2]* B [2, ColB] + A [RowA, 3] * B [3, ColB] ; для i = 1 " ) . А непосредственно в процедуре прогоняя i и j , которые подставляются в RowA и ColB, заполняем матрицу С .

P.S. большое спасибо за помощь

Сообщение отредактировано: Insomnia -
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 
сообщение
Сообщение #5


Гуру
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 013
Пол: Мужской
Ада: Разработчик
Embarcadero Delphi: Сторонник
Free Pascal: Разработчик

Репутация: -  627  +


Цитата
Правда я никак не могу представить, функция у нас возвращает строку и столбец, которые мы в процедуре заполняем, пробегая по циклу матрицы С, верно? получается что result хранит большое выражение ( " A [RowA, 1] * B [1, ColB] + A [RowA, 2]* B [2, ColB] + A [RowA, 3] * B [3, ColB] ; для i = 1 " )
Нет. Функция возвращает число (оно и из названия понятно: скалярное произведение вектора A на вектор B) - результат умножения строки RowA матрицы A на столбец RowB матрицы B. Чтобы вычислить матрицу- результат, надо КАЖДУЮ строку A умножить на КАЖДЫЙ столбец B, чем и занимается сама процедура. Что называется, "разделяй и властвуй". Задача была разбита на подзадачи. Вместо того, чтобы делать три вложенных цикла, ограничились двумя, перебирающими все нужные комбинации векторов. И функцией, которая самостоятельно выполняет третий цикл, перемножая два конкретных вектора.
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 

 Ответить  Открыть новую тему 
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 





- Текстовая версия 8.05.2024 2:30
500Gb HDD, 6Gb RAM, 2 Cores, 7 EUR в месяц — такие хостинги правда бывают
Связь с администрацией: bu_gen в домене octagram.name