IPB
ЛогинПароль:

> Внимание! Действует предмодерация

Подраздел FAQ (ЧАВО, ЧАстые ВОпросы) предназначен для размещения готовых рабочих программ, реализаций алгоритмов. Это нечто вроде справочника, он наполнялся в течение 2000х годов. Ваши вопросы, особенно просьбы решить задачу, не пройдут предмодерацию. Те, кто наполнял раздел, уже не заходят на форум, а с теми, кто на форуме сейчас, лучше начинать общение в других разделах. В частности, решение задач — здесь.

 
 Ответить  Открыть новую тему 
> Симплекс-метод решения задачи ЛП, Простой симплексный метод
сообщение
Сообщение #1


Четыре квадратика
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 579
Пол: Мужской

Репутация: -  4  +


Задача:
Требуется найти максимум функции:
Код

c[1]*x[1] + c[2]*x[2] + ... + c[n]*x[n] -> max

при ограничениях:
Код

a[1,1]*x[1] + a[1,2]*x[2] + ... + a[1,n]*x[n] <= b[1]
...
a[m,1]*x[1] + a[m,2]*x[2] + ... + a[m,n]*x[n] <= b[m]

x[i] >= 0, x = 1, ..., n


Другой вариант записи задачи:
Код

C*X -> max
A[M,N]*X[N] <= B[M]
X >= 0


Решение задачи можно искать с помощью простого симплексного метода, например, как в такой программе (программа написана для компилятора Дельфи или FPC, но должна пойти и на TP, если изменить пару строк):

program simple_sim;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses SysUtils;
const mm = 100; nn = 100;

var A : array[1..mm, 1..nn] of double;
fun : array[1..nn] of integer; // Коэффициенты целевой функции
m, n : integer; // m ограничений, n переменных.

basis : array[1..nn] of integer; // Здесь храним номера базисных переменных
i, j : integer;
x : array[1..nn] of double; // Здесь будут значения переменных при расшифровке плана

procedure solve;
var i, j, i0, j0 : integer;
tmp : double;
opt : boolean;
begin
opt := false;
repeat
j0 := 1; i0 := 0;
while (j0 < m+n+1) and (A[m+1, j0] >= 0) do inc(j0);
if A[m+1, j0] >= 0 then opt := true;

if not opt then begin
tmp := 10000;
for i := 1 to m do
if (A[i, j0] > 0) and (A[i, m+n+1] / A[i, j0] < tmp) then
begin
tmp := A[i, m+n+1] / A[i, j0]; i0 := i
end;
// i0 - выводим, j0 - добавляем
basis[i0] := j0; // Ввод нового элемента в базис
// [i0, j0] - ведущий эл-т в Гауссе:
for i := 1 to m + 1 do
if i <> i0 then
begin
tmp := A[i, j0];
for j := 1 to m + n + 1 do
A[i,j] := A[i,j] - A[i0,j]*tmp/A[i0,j0];
end;
tmp := A[i0, j0];
for j := 1 to m + n + 1 do
A[i0, j] := A[i0, j] / tmp;
end;
until opt;
end;

begin
assign(input, 'input.txt'); reset(input);
// -------Ввод данных---------------------------
read(n); read(m);

for i := 1 to n do read(fun[i]); //Читаем коэффициенты целевой функции

for i := 1 to m do
for j := 1 to n do
read(A[i, j]);

for i := 1 to m do
read(A[i, n+m+1]); // Читаем правые части ограничений

for i := 1 to m do // Вводим дополнительные переменные
A[i, n+i] := 1;
fillchar(A[m+1], sizeof(A[m+1]), 0);

// базис из доп. переменных
for i := 1 to m do
basis[i] := n + i;
for j := 1 to n do
A[m+1,j] := -fun[j]; // Оценки для небазисных переменных = -fun[j], для базисных - 0


solve; // DO IT! +)

// -- вывод базиса --
for i := 1 to m do
if basis[i] <= n then
x[basis[i]] := A[i, m+n+1];

for i := 1 to n do writeLn('x[', i, '] = ', x[i]:0:3);
writeLn('min f(x) = ', A[m+1, m+n+1]:0:3);
end.


Пояснения:
Симплекс-метод решает ЗЛП в стандартной форме:
Код

C*X -> max
A*X = B
X >= 0

А дана задача в канонической форме.
Чтобы привести задачу из исходной (канонической) формы, вводим дополнительные переменные:
Код

C*X + 0*Y -> max
A*X + E*Y = B
X, Y >= 0

где Е - единичная матрица.

Все структуры данных, нужные для работы метода, хранятся в одной симплексной таблице, которая перед вызовом самого метода должна выглядеть так:
Код

   ┌─────────────────┬──────────┬───┐
   │                 │ 1        │   │
   │                 │   1      │   │
   │      A[M,N]     │     1    │ B │
   │                 │       1  │   │
   │                 │         1│   │
   ├─────────────────┼──────────┼───┤
   │     -С          │    0     │ 0 │
   └─────────────────┴──────────┴───┘

На каждом шаге алгоритма:
1) Выбираем первый "слева" столбец j0, в котором в последней строке - отрицательное число. Если такого столбца нет, то заканчиваем работу алгоритма
2) Выбираем строку, для которой отношение <элемент последнего столбца> / A[i, j0] минимально.
3) Выполняем со всей таблицей преобразование Жордана-Гаусса с ведущим столбцом j0 и ведущей строкой i0, то есть добиваемся, чтобы в столбце j0 все элементы стали равными 0, кроме i0-го элемента, который будет равен 1

После окончания работы алгоритма в последнем столбце будут храниться значения переменных, на которых достигается максимум функции, а само значение функции будет лежать в правом нижнем углу таблицы.

Замечание: в найденном решении будет m (а то и меньше) неотрицательных элементов, а не n. Такое решение называется базисным.

Как вариант, можно выбирать столбец j0 как столбец с максимальным по модулю отрицательным нижним элементом. Так алгоритм потребует меньше итераций, но может зациклиться (а то правило выбора пары i0, j0, которое используется в этом алгоритме, гарантирует, что зацикливаться программа не будет. Правило называется правилом Бленда).

P.S. Пример входного файла, которым питается программа:
Код

3 2
3 4 5
1 5 3
4 1 2
200 160


Формат входных данных:
n m - размерность матрицы
fun - коэффициенты целевой функции
A - сама матрица
b - правые части ограничений

Правильный ответ для этого примера:
Код

x[1] = 8.000
x[2] = 0.000
x[3] = 64.000
min f(x) = 344.000
 Оффлайн  Профиль  PM 
 К началу страницы 
+ Ответить 

 Ответить  Открыть новую тему 
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 





- Текстовая версия 22.11.2024 21:54
500Gb HDD, 6Gb RAM, 2 Cores, 7 EUR в месяц — такие хостинги правда бывают
Связь с администрацией: bu_gen в домене octagram.name