Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: P-robots
Форум «Всё о Паскале» > Pascal, Object Pascal > Написание игр
Страницы: 1, 2
Altair
Цитата
Экспорт функций из DLL



Как уже говорилось выше, для экспорта процедур и функций из DLL, необходимо использовать ключевое слово export. Еще раз обратите внимание на представленный выше листинг библиотеки MiFirstDll. Поскольку процедура HelloWorld определена как экспортируемая, то она может быть вызвана на выполнение из других библиотек или приложений. Существуют следующие способы экспорта процедур и функций: экспорт по имени и экспорт по порядковому номеру.

Наиболее распространенный способ экспорта - по имени. Взглянем на приведенный ниже текст:

exports
  SayHello,
  DoSomething,
  DoSomethingReallyCool;

Следует обратить внимание на то, что Delphi автоматически назначает порядковый номер каждой экспортируемой функции (процедуре) независимо от того, определяете вы его явно или нет. Явное определение индекса позволяет вам лично управлять порядковым номером экспортируемой функции или процедуры.

Для того, чтобы определить выполняется ли ваш кодек в DLL или в вызывающем приложении, можно воспользоваться глобальной переменной IsLibrary. Она принимает значение true в том случае, если код вызывается из библиотеки и false в случае выполнения процедуры или функции из вызывающего приложения.

Кроме этого, в поставку Delphi входит весьма полезная утилита tdump, которая предоставляет данные о том, какая информация экспортируется из указанной DLL.


Использование DLLProc



Выше я уже говорил о том, что код инициализации динамической библиотеки может быть помещен в блок begin...end. Однако кроме этого зачастую необходимо предусмотреть некоторые действия, выполняемые в процессе выгрузки DLL из оперативной памяти. В отличии от других типов модулей, модуль DLL не имеет ни секции initialization, ни секции finalization. К примеру, вы можете динамически выделить память в главном блоке, однако не понятно, где эта память должна быть освобождена. Для решения этой проблемы существует DLLProc - специальная процедура, вызываемая в определенные моменты функционирования DLL.

Для начала следует сказать о самой причине существования DLLProc. Динамическая библиотека получает сообщения от Windows в моменты своей загрузки и выгрузки из оперативной памяти, а также в тех случаях, когда какой-нибудь очередной процесс, использующий функции и/или ресурсы, хранящиеся в библиотеке, загружается в память. Такая ситуация возможно в том случае, когда библиотека необходима для функционирования нескольких приложений. А для того, чтобы вы имели возможность указывать, что именно должно происходить в такие моменты, необходимо описать специальную процедуру, которая и будет ответственна за такие действия. К примеру, она может выглядеть следующим образом:

procedure MyFirstDLLProc(Reason: Integer);
begin
  if Reason = DLL_PROCESS_DETACH then
    {DLL is unloading. Cleanup code here.}
end;

Однако системе совершенно не очевидно, что именно процедура MyFirstDllProc ответственна за обработку рассмотренных выше ситуаций. Поэтому вы должны поставить в соответствие адрес нашей процедуры глобальной переменной DLLProc. Это необходимо сделать в блоке begin...end примерно так:

begin
  DLLProc := @MyDLLProc;
  { Что-нибудь еще, что должно выполняться в
  процессе инициализации библиотеки }
end.

Ниже представлен код, демонстрирующий один из возможных вариантов применения DLLProc.

library MyFirstDLL;
uses
  SysUtils, Classes, Forms, Windows;

var
  SomeBuffer: Pointer;

procedure MyFirstDLLProc(Reason: Integer);
begin
  if Reason = DLL_PROCESS_DETACH then
    {DLL is выгружается из памяти.
    Освобождаем память, выделенную под буфер.}
    FreeMem(SomeBuffer);
end;

procedure HelloWorld(AForm: TForm);
begin
  MessageBox(AForm.Handle, 'Hello world!',
  'DLL Message Box', MB_OK or MB_ICONEXCLAMATION);
end;

{Какой-нибудь код, в котором используется SomeBuffer.}

exports
  HelloWorld;

begin
  {Ставим в соответствие переменной
  DLLProc адрес нашей процедуры.}
  DLLProc := @MyFirstDLLProc;
  SomeBuffer := AllocMem(1024);
end.

Как можно увидеть, в качестве признака того или иного события, в результате которого вызывается процедура MyFirstDll, является значение переменной Reason. Ниже приведены возможные значения этой переменной.

DLL_PROCESS_DETACH
библиотека выгружается из памяти; используется один раз;
DLL_THREAD_ATTACH
в оперативную память загружается новый процесс, использующий ресурсы и/или код из данной библиотеки;
DLL_THREAD_DETACH
один из процессов, использующих библиотеку, "выгружается" из памяти.


Altair
Цитата
Загрузка DLL



Прежде чем начать использование какой-либо процедуры или функции, находящейся в динамической библиотеке, вам необходимо загрузить DLL в оперативную память. Загрузка библиотеки может быть осуществлена одним из двух способов: статическая загрузка и динамическая загрузка. Оба метода имеют как преимущества, так и недостатки.

Статическая загрузка означает, что динамическая библиотека загружается автоматически при запуске на выполнение использующего ее приложения. Для того чтобы использовать такой способ загрузки, вам необходимо воспользоваться ключевым словом external при описании экспортируемой из динамической библиотеки функции или процедуры. DLL автоматически загружается при старте программы, и Вы сможете использовать любые экспортируемые из нее подпрограммы точно так же, как если бы они были описаны внутри модулей приложения. Это наиболее легкий способ использования кода, помещенного в DLL. Недостаток метода заключается в том, что если файл библиотеки, на который имеется ссылка в приложении, отсутствует, программа откажется загружаться.

Смысл динамического метода заключается в том, что вы загружаете библиотеку не при старте приложения, а в тот момент, когда вам это действительно необходимо. Сами посудите, ведь если функция, описанная в динамической библиотеке, используется только при 10% запусков программы, то совершенно нет смысла использовать статический метод загрузки. Выгрузка библиотеки из памяти в данном случае также осуществляется под вашим контролем. Еще одно преимущества такого способа загрузки DLL - это уменьшение (по понятным причинам) времени старта вашего приложения. А какие же у этого способа имеются недостатки? Основной, как мне кажется, - это то, что использование данного метода является более хлопотным, чем рассмотренная выше статическая загрузка. Сначала вам необходимо воспользоваться функцией Windows API LoadLibrary. Для получения указателя на экспортируемой процедуры или функции должна использоваться функция GetProcAddress. После завершения использования библиотеки DLL должна быть выгружена с применением FreeLibrary.


Вызов процедур и функций, загруженных из DLL.



Способ вызова процедур и функций зависит от того, каким образом вы загрузили динамическую библиотеку, в которой эти подпрограммы находятся.

Вызов функций и процедур из статически загруженных DLL достаточно прост. Первоначально в приложении должно содержаться описание экспортируемой функции (процедуры). После этого вы можете их использовать точно так же, как если бы они были описаны в одном из модулей вашего приложения. Для импорта функции или процедуры, содержащейся в DLL, необходимо использовать модификатор external в их объявлении. К примеру, для рассмотренной нами выше процедуры HelloWorld в вызывающем приложении должна быть помещена следующая строка:

procedure SayHello(AForm : TForm); external myfirstdll.dll';

Ключевое слово external сообщает компилятору, что данная процедура может быть найдена в динамической библиотеке (в нашем случае - myfirstdll.dll). Далее вызов этой процедуры выглядит следующим образом:

...
HelloWorld(self);
...

При импорте функции и процедур будьте особенно внимательны при написании их имен и интерфейсов! Дело в том, что в процессе компиляции приложения не производится проверки на правильность имен объектов, экспортируемых из DLL, осуществляться не будет, и если вы неправильно описали какую-нибудь функцию, то исключение будет сгенерировано только на этапе выполнения приложения.

Импорт из DLL может проводиться по имени процедуры (функции), порядковому номеру или с присвоением другого имени.

В первом случае вы просто объявляете имя процедуры и библиотеку, из которой ее импортируете (мы это рассмотрели чуть выше). Импорт по порядковому номеру требует от вас указание этого самого номера:

procedure HelloWorld(AForm : TForm);external myfirstdll.dll' index 15;


В этом случае имя, которое вы даете процедуре при импорте не обязательно должно совпадать с тем, которое было указано для нее в самой DLL. Т.е. приведенная выше запись означает, что вы импортируете из динамической библиотеки myfirstdll.dll процедуру, которая в ней экспортировалась пятнадцатой, и при этом в рамках вашего приложения этой процедуре дается имя SayHello.

Если вы по каким-то причинам не применяете описанный выше способ импорта, но тем не менее хотите изменить имя импортируемой функции (процедуры), то можно воспользоваться третьим методом:

procedure CoolProcedure;external myfirstdll.dll' name DoSomethingReallyCool';

Здесь импортируемой процедуре CoolProcedure дается имя DoSomethingReallyCool. Вызов процедур и функций, импортируемых из динамически загружаемых библиотек несколько более сложен, чем рассмотренный нами выше способ. В данном случае требуется объявить указатель на функцию или процедуру, которую вы собираетесь использовать. Помните процедуру HelloWorld? Давайте посмотрим, что необходимо сделать для того, чтобы вызвать ее на выполнение в случае динамической загрузки DLL. Во-первых, вам необходимо объявить тип, который описывал бы эту процедуру:

type
  THelloWorld = procedure(AForm : TForm);

Теперь вы должны загрузить динамическую библиотеку, с помощью GetProcAddress получить указатель на процедуру, вызвать эту процедуру на выполнение, и, наконец, выгрузить DLL из памяти. Ниже приведен код, демонстрирующий, как это можно сделать:

var
  DLLInstance : THandle;
  HelloWorld : THelloWorld;
begin
  { загружаем DLL }
  DLLInstance := LoadLibrary(myfirstdll.dll');
  { получаем указатель }
  @HelloWorld := GetProcAddress(DLLInstance, HelloWorld');
  { вызываем процедуру на выполнение }
  HelloWorld(Self);
  { выгружаем DLL из оперативной памяти }
  FreeLibrary(DLLInstance);
end;

Как уже говорилось выше, одним из недостатков статической загрузки DLL является невозможность продолжения работы приложения при отсутствии одной или нескольких библиотек. В случае с динамической загрузкой у вас появляется возможность программно обрабатывать такие ситуации и не допускать, чтобы программа "вываливалась" самостоятельно. По возвращаемому функциями LoadLibrary и GetProcAddress значениям можно определить, успешно ли прошла загрузка библиотеки и найдена ли в ней необходимая приложению процедура. Приведенный ниже код демонстрирует это.

procedure TForm1.DynamicLoadBtnClick(Sender: TObject);
type
  THelloWorld = procedure(AForm : TForm);
var
  DLLInstance : THandle;
  HelloWorld : THelloWorld;
begin
  DLLInstance := LoadLibrary('myfirstdll.dll');
  if DLLInstance = 0 then
  begin
    MessageDlg('Невозможно загрузить DLL', mtError, [mbOK], 0);
    Exit;
  end;
  @HelloWorld := GetProcAddress(DLLInstance, 'HelloWorld');
  if @HelloWorld <> nil then
    HelloWorld (Self)
  else
    MessageDlg('Не найдена искомая процедура!.', mtError, [mbOK], 0);
  FreeLibrary(DLLInstance);
end;


В DLL можно хранить не только код, но и формы. Причем создание и помещение форм в динамическую библиотеку не слишком сильно отличается от работы с формами в обычном проекте. Сначала мы рассмотрим, каким образом можно написать библиотеку, содержащую формы, а затем мы поговорим об использовании технологии MDI в DLL.

Разработку DLL, содержащую форму, я продемонстрирую на примере.

Итак, во-первых, создадим новый проект динамической библиотеки. Для этого выберем пункт меню File|New, а затем дважды щелкнем на иконку DLL. После этого вы увидите примерно следующий код:

library Project2;
{здесь были комментарии}
uses
  SysUtils, Classes;
{$R *.RES}
begin
end.

Сохраните полученный проект. Назовем его DllForms.dpr.

Теперь следует создать новую форму. Это можно сделать по-разному. Например, выбрав пункт меню File|New Form. Добавьте на форму какие-нибудь компоненты. Назовем форму DllForm и сохраним получившийся модуль под именем DllFormUnit.pas.

Вернемся к главному модулю проекта и поместим в него функцию ShowForm, в задачу которой будет входить создание формы и ее вывод на экран. Используйте для этого приведенный ниже код.

function ShowForm : Integer; stdcall;
var
  Form : TDLLForm;
begin
  Form := TDLLForm.Create(Application);
  Result := Form.ShowModal;
  Form.Free;
end;

Обращаю внимание, что для того, чтобы проект был скомпилирован без ошибок, необходимо добавить в секцию uses модуль Forms.

Экспортируем нашу функцию с использованием ключевого слова exports :

exports
  ShowForm;

Компилируем проект и получаем файл dllforms.dll. Эти простые шаги - все, что необходимо сделать для создания динамической библиотеки, содержащей форму. Обратите внимание, что функция ShowForm объявлена с использованием ключевого слова stdcall. Оно сигнализирует компилятору использовать при экспорте функции соглашение по стандартному вызову (standard call calling convention). Экспорт функции таким образом создает возможность использования разработанной DLL не только в приложениях, созданных в Delphi.

Соглашение по вызову (Calling conventions) определяет, каким образом передаются аргументы при вызове функции. Существует пять основных соглашений: stdcall, cdecl, pascal, register и safecall. Подробнее об этом можно узнать, посмотрев раздел "Calling Conventions" в файле помощи Delphi.

Также обратите внимание, что значение, возвращаемое функцией ShowForm, соответствует значению ShowModal. Таким образом вы можете передавать некоторую информацию о состоянии формы вызывающему приложению.

Ниже представлено два листинга, первый из которых содержит полный код файла проекта DLL (модуль с формой здесь не приводится), а второй - модуль вызывающего приложения, в котором используется только что разработанная нами библиотека.

library DllForms;

uses
  SysUtils, Classes, Forms,
  DllFormUnit in 'DllFormUnit.pas' {DllForm};

{$R *.RES}

function ShowForm : Integer; stdcall;
var
  Form : TDLLForm;
begin
  Form := TDLLForm.Create(Application);
  Result := Form.ShowModal;
  Form.Free;
end;

begin
end.

 



unit TestAppUnit;
interface

uses
  Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics,
  Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

type
  TForm1 = class(TForm)
    Button1: TButton;
    procedure Button1Click(Sender: TObject);
  private
    { Private declarations }
  public
    { Public declarations }
end;

var
  Form1: TForm1;
  function ShowForm : Integer; stdcall; external 'dllforms.dll';

implementation
{$R *.DFM}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
  ShowForm;
end;

end.




Прошу заметить, что при экспорте функции также было использовано ключевое слово stdcall.

Следует обратить особое внимание на работу с дочерними формами в DLL. Если, к примеру, в вызывающем приложении главная форма имеет значение свойства FormStyle, равным MDIForm, то при попытке вызова из DLL MDIChild-формы, на экране появится сообщение об ошибке, в котором будет говориться, что нет ни одной активной MDI-формы.

В тот момент, когда вы пытаетесь показать ваше дочернее окно, VCL проверяет корректность свойства FormStyle главной формы приложения. Однако в нашем случае все вроде бы верно. Так в чем же дело? Проблема в том, что при проведении такой проверки, рассматривается объект Application, принадлежащий не вызывающему приложению, а собственно динамической библиотеке. Ну, и естественно, поскольку в DLL нет главной формы, проверка выдает ошибку. Для того чтобы избежать такой ситуации, надо назначить объекту Application динамической библиотеки объект Application вызывающего приложения. Естественно, это заработает только в том случае, когда вызывающая программа - VCL-приложение. Кроме того, перед выгрузкой библиотеки из памяти необходимо вернуть значение объекта Application библиотеки в первоначальное состояние. Это позволит менеджеру памяти очистить оперативную память, занимаемую библиотекой. Следовательно, вам нужно сохранить указатель на "родной" для библиотеки объект Application в глобальной переменной, которая может быть использована при восстановлении его значения.

Итак, вернемся немного назад и перечислим шаги, необходимые нам для работы с помещенным в DLL MDIChild-формами.

В динамической библиотеке создаем глобальную переменную типа TApplication.
Сохраняем указатель на объект Application DLL в глобальной переменной.
Объекту Application динамической библиотеки ставим в соответствие указатель на Application вызывающего приложения.
Создаем MDIChild-форму и работаем с ней.
Возвращаем в первоначальное состояние значение объекта Application динамической библиотеки и выгружаем DLL из памяти.
Первый шаг прост. Просто помещаем следующий код в верхней части модуля DLL:



var
  DllApp: TApplication;




Затем создаем процедуру, которая будет изменять значение объекта Application и создавать дочернюю форму. Процедура может выглядеть примерно так:



procedure ShowMDIChild(MainApp: TApplication);
var
  Child: TMDIChild;
begin
  if not Assigned(DllApp) then
  begin
    DllApp := Application;
    Application := MainApp;
  end;
  Child := TMDIChild.Create(Application.MainForm);
  Child.Show;
end;




Все, что нам теперь необходимо сделать, - это предусмотреть возвращение значения объекта Application в исходное состояние. Делаем это с помощью процедуры MyDllProc:



procedure MyDLLProc(Reason: Integer);
begin
  if Reason = DLL_PROCESS_DETACH then
    { DLL is выгружается. Восстанавливаем значение указателя Application}
    if Assigned(DllApp) then
      Application := DllApp;
end;





Вместо заключения



Использование динамически подключаемых библиотек не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. DLL предоставляют широчайшие возможности для оптимизации работы приложений, а также работы самих программистов. Используйте DLL и, возможно, ваша жизнь станет легче!


   
Взято с http://delphiworld.narod.ru
Probel
Altair, спасибки! smile.gif
Altair
Пожалуйста!
Скачай DRKB не пожалеешь! good.gif
Probel
Цитата(Altair @ 15.11.2005 22:41)
Пожалуйста!
Скачай DRKB не пожалеешь!  good.gif

да, действительно классная вещь, спасибки за это тоже!.. 10 мб инфы... good.gif
GoodWind
хм... портировать grafix по TMT что-ль.... а то извратом занимаетесь...
Probel
Цитата(GoodWind @ 16.11.2005 9:28)
хм... портировать grafix по TMT что-ль.... а то извратом занимаетесь...

GoodWind, давай, портируй, я рад буду smile.gif
volvo
Цитата
хм... портировать grafix по TMT что-ль....

Угу... Ты его лучше под FPC 2.0.0 сначала спортируй...
Altair
Цитата
Ты его лучше под FPC 2.0.0 сначала спортируй...

ставлю кефир что у него ничего не выйдет... уже пытался smile.gif
http://freepascal.ru/forum/index.php?showtopic=13
arhimag
Люди а выставьте пожалуйста исходник первой версии. По жалуйста!
Altair
Цитата
исходник первой версии

первой версии чего ???
Графикса ? на сайте ищи и на форуме в разделе 32 бита есть
arhimag
Нет, п роботс!!
Probel
Цитата(volvo @ 16.11.2005 18:36)
Угу... Ты его лучше под FPC 2.0.0 сначала спортируй...

Цитата(Altair @ 16.11.2005 21:23)
ставлю кефир что у него ничего не выйдет... уже пытался smile.gif
http://freepascal.ru/forum/index.php?showtopic=13

а под TMT то можно
пробовал кто-нить?
Altair
Цитата
а под TMT то можно

сомневаюсь... если не получилось под тот же компилер другой версии то врядл ли выйдет под другой диалект...
Probel
Цитата(Altair @ 16.11.2005 23:51)
сомневаюсь... если не получилось под тот же компилер другой версии то врядл ли выйдет под другой диалект...

эхх, мне б хотя бы чтоб jpeg загружать в tmt... может кто-нить попробует все-таки? rolleyes.gif
GoodWind
FFC не пользую =)) портировать не буду...
закончу с курсовой+практикой и портирую =)))) blum.gif
Gothic_Snake
Цитата(Altair @ 10.09.2004 21:52) *

В связи с некоторыми событиями, тема оживает, и набираются желающие.
Нам нужны:

1. программист графики
2. программист системник
3. компилятор*
4. художник
5. сценарист
Это не значит, что нам нужны специалисты, просто если хотите учавствовать, то определитесь кем вы будете

------------------
ПРИМЕЧАНИЕ:
* компилятор - человек, занимающийся компиляцией (словарь Ожегова)
компиляция - процесс сборки в единое целое чужих исследований, разработок (тоже из Ожегова)

Вопрос: На каком языке писать собираетесь?
GoodWind
lol.gif lol.gif lol.gif lol.gif
дату последнего поста смотри lol.gif
ну ты некрофил =)
Gothic_Snake
Цитата(GoodWind @ 23.12.2005 2:51) *

lol.gif lol.gif lol.gif lol.gif
дату последнего поста смотри lol.gif
ну ты некрофил =)

Ну лан, чуть промазал...
Вообщем у нас тож еть такая идея... Игра на подобие Colobot. Вообщем идея та-же управление роботами по принципу скриптов (вся концепция ИИ будет выполнена так-же)...

На паскале это писать не оч. уж и удобно (графика на DirectX. Не удобство с описанием макросов, скорость работы чуть медленнее, работа с динамической памятью немного отличается, да и размер программы увеличится. Вообщем придется c++ изучать. Но в принципе здесь самое главное алгоритм, а не реализация.).
А вот концепцию скриптового языка мона писать уже на языке Pascal/c++/Java/Basic
Причем делать выбор языка скриптов опционально..

Сегодня уже главного перса придумали.... smile.gif
virt
Ты ссылку дай куда выкладываете наработки.
arhimag
Я бы 3 или 4 рад быбыл поучаствовать smile.gif))
Gothic_Snake
Цитата(virt @ 24.12.2005 21:14) *

Ты ссылку дай куда выкладываете наработки.

В скоре сайтом займусь. Сейчас некода. Сессия, праздники, да и заболел я =(
Gothic_Snake
Кстати, почему у меня не запускается проботс???
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.